Версия для слабовидящих
3

«Новые приключения неуловимых»: классика приключенческого кино в 4К

26 мая 2023
Редакция новостей
368

Специалисты «Мосфильма» провели цифровую реставрацию советской приключенческой картины «Новые приключения неуловимых». Любимый многими поколениями зрителей фильм режиссера Эдмонда Кеосаяна был снят в 1968-м году и стал продолжением сверхпопулярной ленты «Неуловимые мстители». С 19 -00 (мск) 26 мая картина доступна для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Подробнее – в материале Mosfilm.ru


«Новые приключения неуловимых» («Мосфильм», Творческое объединение «Юность», 1968).

новые прикл неулов_.jpg
Оригинальный плакат фильма - 1968 г. (Мосфильм - Инфо)


Жанр: приключенческий фильм, исторический фильм, боевик

Режиссёр: Эдмонд Кеосаян

Авторы сценария: Эдмонд Кеосаян, Артур Макаров

В главных ролях: Михаил Метёлкин, Василий Васильев, Виктор Косых, Валентина Курдюкова

Оператор: Фёдор Добронравов

Композитор: Ян Френкель

Длительность 78 мин


СЮЖЕТ


Действие происходит в 1920 году во времена Гражданской войны. Крым накануне полного освобождения от белогвардейцев. «Неуловимые мстители», возвращаясь с очередного задания, сумели подбить вражеский аэроплан и захватить лётчика. В планшете были обнаружены документы, свидетельствующие о том, что белогвардейцы построили секретные оборонительные сооружения вокруг города, который предстоит взять Красной армии. Юные герои получают задание - любой ценой добыть карту укреплений из штаба Белой армии...


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ


Фильм является продолжением сверхпопулярной в СССР картины «Неуловимые мстители» (1966) - о приключениях четырёх подростков в годы Гражданской войны - и был снят по многочисленным просьбам зрительской аудитории. Картину с перестрелками и погонями, адресованную юным зрителям, с не меньшим интересом смотрели и их родители.


«Когда снимался первый фильм «Неуловимые мстители», я совсем не думал о его продолжении. Больше того, у меня был очень интересный сценарий А. Тарковского и А. Кончаловского «Антарктида – далекая страна» - об освоении Южного полюса, о долге и чести ученого, по которому я должен был снимать следующую картину… Но вот «Неуловимые мстители» вышли в прокат, и реакция зрителей превзошла все наши ожидания. Ребята смотрели фильм по пять – десять раз! На студию стали приходить сотни писем из школ, воинских частей, обкомов комсомола, от отдельных зрителей. В них просили, настаивали, просто требовали продолжения картины. А для этого необходимо было найти новое решение и в постановке, и в обрисовке характеров героев», - признавался режиссер Эдмонд Кеосаян в интервью журналу «Огонёк» в 1969 году.



029907.jpg
Режиссер Эдмонд Кеосаян в эпизодической роли

СЪЁМКИ


Если первый фильм был снят в основном в павильонах «Мосфильма» и степях Новой Каховки, то вторая часть, за исключением эпизода с аэропланом, снималась на фоне крымских пейзажей. Ялта стала тем самым «южным городом, в котором по сценарию «окопались» белогвардейцы. Большинство эпизодов, в том числе с погонями и перестрелкой, снимали практически в центре города. Основными площадками для съемки стали набережная, городской парк, улицы Маркса, Московская, Игнатенко, Дражинского, Загородная, Графский проезд. На экране «засветились» Клуб моряков и Армянская церковь. Отдельные эпизоды снимались под Ялтой и в Симеизе.


Группа «Мосфильма» прибыла в Ялту 10 апреля 1968 года. Съемки продолжались и летом, в самый разгар курортного сезона. По свидетельствам жителей города, отдыхающие стремились попасть в массовку всеми возможными средствами - в городском парке, на набережной и у входа в гостиницу «Крым», которая стала «штабом контрразведки». Спокойно прогуляться по ялтинским улочкам ни у актеров, ни у членов съемочной группы не получалось – кинематографисты сразу же попадали в окружение толпы.


029925.jpg
Главные герои картины "Новые приключения неуловимых"


Фильм, как и первая часть «Неуловимых», насыщен трюками и сложными постановочными сценами. Главную трудность у съемочной группы вызвал эпизод с прыжком Яшки в море со скалы Дива. Молодого актера к съемке не допустили, хотя Василий Васильев, игравший Яшку, отличался хорошей физической подготовкой и большинство трюков во всех трех лентах выполнял сам. Дублеров не смогли найти ни среди московских, ни среди ялтинских каскадеров. Вместо профессионалов опасный трюк выполнил любитель – местный житель Анатолий Гаевой.


ПРЕМЬЕРА, ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ


Премьера фильма в СССР состоялась 4 ноября 1968 года и оказалась самой успешной для трилогии. Тепло фильм приняла и критика, отметив, что втора часть картины получилась даже более зрелищной, чем первая.


«Невероятные погони, виртуозные съемки (оператор Ф.Добронравов), масса изобретательности, выдумки, остроумия. Фильм поставлен азартно, увлеченно. Кажется, самые умопомрачительные сцены исполнители проводят как бы шутя и играя, - отмечала рецензент «Вечерней Москвы» М. Кваснецкая (Снова «Неуловимые», 3 ноября 1968).

«Это не просто продолжение предыдущей ленты, не ее вторая серия, а нечто большее. И дело не только в том, что первый фильм поставлен по мотивам повести П.Бляхина, а второй – по оригинальному сценарию А. Макарова и Э. Кеосаяна. Важнее другое: юные зрители повзрослели и физически, и духовно, стали определеннее характеры каждого из них, их порывистая романтичность обрела иное качество – осознанную целеустремленность. Все во втором фильме глубже, серьезнее, обоснованнее, точнее. Да и сюжетное построение картин различно: вместо целой серии самых различных событий и обстоятельств, в которые попадали герои «Неуловимых мстителей», зрителям их новых приключений предлагается рассказ лишь об одной определенной разведывательной операции, которую осуществляет славная четверка отважных. Словом, во втором фильме отчетливее зазвучала революционно-патриотическая тема, однако отнюдь не в ущерб приключенческому жанру. Больше того, целый каскад приключений, головокружительных трюков, погонь. Схваток, прекрасно снятых оператором Ф. Добронравовым, строго обоснован сюжетом и служит как раз раскрытию основной темы – героико-патриотической. Все это спаяно в фильме в единое целое, умело, задорно, увлекательно», - Б. Белявский «Новые приключения неуловимых» // «Гудок». 4 декабря 1968.



029979.jpg
Борис Сичкин в роли Бубы Касторского

Настоящим украшением фильма стала роль Бубы Касторского в исполнении Бориса Сичкина. Его куплеты «Я одессит, я из Одессы, здрасьте!» распевал весь Советский Союз. Сам артист признавался, что исполнил роль с огромным удовольствием, добавив к персонажу многое от себя самого.


«Это образ не вымышленный. Был в 20-х годах такой одесский куплетист Буба Касторский, перешедший на сторону революции… У каждого артиста есть заветная роль, так вот, к моему счастью, я сейчас и работаю над ней. Это блестящий повод использовать весь арсенал средств – танец, песню, пантомиму. Но это не то, что называют «самоигральной ролью», - ее необходимо тщательно продумать заранее. Буба постоянно будоражит актерскую фантазию, этот образ можно развивать бесконечно, в приключениях происходящих с ним, - масса по-настоящему смешного, веселого, много трюков, эксцентрики, комедийных положений», - Борис Сичкин в интервью газете «Советская культура» 26 сентября 1968 года.



«Новые приключения неуловимых» за год проката посмотрели более 66 млн человек. С такой кассой просто невозможно было отказаться от продолжения – требовали зрители! И в 1971 года вышел третий фильм «Корона Российской империи, или Снова неуловимые». В настоящий момент специалисты «Мосфильма» проводят реставрацию картины.


РЕСТАВРАЦИЯ


Покадровую реставрацию изображения и звука фильма «Новые приключения неуловимых» в течение двух месяцев выполнили специалисты ПК «Телекино»: реставраторы – Екатерина Соловьева; сканирование - Евгений Верлочёв; цветокоррекция – Ирина Агафонова; звук – Игорь Валиев.


NM__1.133.1.jpg
Кадр до реставрации

NM__3.40.1.jpg
Кадр после реставрации


Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.


NM__1.230.1.jpg
Кадр до реставрации

NM__3.99.1.jpg
Кадр после реставрации


К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 -00 (мск) 26 мая фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Делитесь своими впечатлениями и оставляйте комментарии!




СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023-м году в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики - разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971), кинороман «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970).


Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).


В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.

Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.