«ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧИНОЙ, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА, ДА НЕ ВЫШЛА ЗАМУЖ» (к юбилею режиссера А. С. Кончаловского)
Часть 2 (начало 1)
Приказом генерального директора студии № 57 от 24 февраля 1966 г. картина была запущена в подготовительный период, во время которого нужно было выбрать натуру для будущих съемок, подготовить декорации, утвердить актеров. Оказалось, что из этих задач наиболее сложным слал выбор актеров.
Архив Киноконцерна «Мосфильм», дело 2940, стр 107.
Приступая к работе режиссер Кончаловский сразу же поставил себе четкую задачу избежать «штампов»:
«Возможность свободно оперировать характерами открывает простор для действий режиссера. Но, принявшись за эту работу, я оказался в затруднительном положении: ведь наш кинематограф основан на сценариях, где расставлены все запятые. Затруднение, естественно, в том, что нет соответствующего опыта. Должен сказать, что, сняв всего один полнометражный фильм, я и то уже начал чувствовать себя связанным штампами режиссерской работы, сложившимися в процессе производства. И я поставил задачу, снимая эту картину, найти метод, который бы подавлял стремление — пусть неосознанное — последовать за штампом»
(« Советский экран», №, 1966).
Во время подготовительного периода были отобраны места будущих съемок – это были разные села и города Горький и Кострома, но фактически все натурные съемки прошли в селе Безводное Горьковской области и в Горьком.
Режиссер Андрей Кончаловский на съемках фильма
Недостаточно хорошо зная сельскую жизнь, Кончаловский приехал в село Безводное, чтобы сначала просто пожить там и узнать людей и местные обычаи.
Режиссер Андрей Кончаловский и Георгий Егорычев, исполняющий роль Чиркунова на съемках фильма
И саму Ию Савину режиссер заставил жить в избе, в которой потом снимали разные сцены фильма. В этом доме жила семья Клячиных – четыре поколения женщин – прабабушка, бабушка, мать и дочь. Именно отсюда и возникла фамилия главной героини и затем название фильма.
Кадр из фильма – старшая хозяйка дома Клячиных
Проникаясь настроением этой семьи, рассматривая вещи и фотографии, развешенные по стенам, слушая рассказы этих женщин про свою семью и жизнь, Ия Савина перенесла в одну из сцен, где к ней в дом приходит Чиркунов - историю о «своих родных». Кончаловский писал, что она «истово изучила все фотографии, запомнила все, что слышала от старух, и с первого дубля, без репетиций, прямо в кадре и рассказала все это зрителю».
Именно такая «документальность» стала отличительной особенностью этой картины, и именно поэтому более чем 40 ролей в фильме исполнили не профессиональные актеры, а настоящие сельские жители, которых долго подбирали ассистенты режиссера.
«Документальность» стала отличительной особенностью этой картины, и именно поэтому более чем 40 ролей в фильме исполнили не профессиональные актеры, а настоящие сельские жители, которых долго подбирали ассистенты режиссера.
«Катким я вижу свой будущей фильм? Мне хочется снять его без участия профессиональных актеров. Поэтому мы будем стремиться к тому, чтобы для исполнения ведущих ролей привлечь артистов художественной самодеятельности, либо тех, кто никогда еще не снимался в кино. Нам хотелось бы, чтобы колхозники перед объективом кинокамеры чувствовали себя в привычной для себя обстановке, в достоверных, жизненных ситуациях. Конечно, это нелегкий эксперимент, и с ним будут связаны многие трудности, но, на мой взгляд, он должен оправдать себя. Мы будем стремиться к тому, чтобы с экрана зазвучала подлинная народная речь, чтобы перед зрителем предстали живые, как бы выхваченные из нашей действительности характеры, чтобы экран дышал деревней», - рассказывал Кончаловский в интервью.
(«Новый фильм Андрея Кончаловского», Московская кинонеделя, 27.03.66)
Когда работа над картиной только начиналась роли казалось бы сами просились для таких уже известных исполнителей как Нонна Мордюкова и Николай Рыбников. Но Кончаловский настаивал на художественном решении, в основе которого лежала естественность и подлинность деревенской жизни.
«Меня преследовала боязнь создания «киноколхоза», то есть фильма, основанного на представлениях о деревне, которые у нас сложились в кинематографе. Например, из фильма в фильм переходят модификации образа деда Щукаря. У Шолохова он правомерен: это тип, вырванный из тогдашней жизни. Но ведь тем, кому сейчас семьдесят, в тридцать седьмом году было сорок. У нынешних стариков совсем иная психология.
(«Советский экран», №3, 1966).
«Когда дошло до выбора актёров, обнаружилось, что роли словно заранее расписаны — эта для Мордюковой, эта для Рыбникова, — пишет Михалков-Кончаловский. — Был в сценарии и свой дед Щукарь, и свой дед Мазай. Я понял, что, если буду снимать профессионалов, не преодолею штампа, примелькавшегося „киноколхоза“. И мне снимать будет неинтересно, и зрителю — неинтересно смотреть. Нужны неактеры».
(«Возвышающий обман», стр. 37)
И хотя на роли в этой картине пробовались очень хорошие актеры, такие как Ролан Быков, Михаил Глузский, Майя Булгакова, Вячеслав Невинный и многие другие - ассистенты режиссера отправились на поиски в отдаленные деревни и села.
Продолжение следует... Часть 3