По словам создателей картины, история, разворачивающаяся в фильме, показана глазами ребенка. 1954 год — Советский союз сразу после смерти Сталина. Эпоха закончилась, но не в душах и памяти людей. Сквозь страну, замершую в ожидании будущего после смерти вождя, едет на Транссибирском экспрессе «Москва — Владивосток» семилетний Мишка, сын офицера-летчика. По пути мальчик познакомится с десятками самых разных людей, которые любят, ненавидят, боятся, преодолевают обстоятельства. За неделю в дороге мальчик проживет целую жизнь, преодолеет свои страхи, защитит маму, покажет себя настоящим маленьким мужчиной...
Для записи в первой музыкальной студии «Мосфильма» были приглашены музыканты лучших столичных оркестров, а также солисты Московского филармонического симфонического оркестра. Дирижером выступил Алексей Верещагин (Большой театр). Звукорежиссер — Геннадий Папин. За полторы смены на «Мосфильме» было записано около пятидесяти минут музыкального материала.
Иван Урюпин на записи в Первой музыкальной студии «Мосфильма»
— Конечно, это отдельные музыкальные фрагменты. Очень разные — детективные, лирические, экш-сцены, саспенс, детская тема. Вообще, по жанру это «роуд-муви», путешествие — так что одними медленными треками было не обойтись, — отметил в комментарии для Mosfilm.ru композитор Иван Урюпин. — У меня есть большой опыт работы с анимационной музыкой — это помогало, ведь подобный формат требует быстрой, часто меняющейся музыки, чутко реагирующей на видеоряд, на движения персонажей. Здесь — кино игровое, есть сцены с, так скажем, насыщенной музыкальной фактурой. Кроме того, это историческое кино. А создание на экране определенной эпохи — тоже серьезная задача для композитора. Я пытался найти общий знаменатель для множества стилей того времени и на этой основе написать свою собственную музыку. Не скрою, работать было интересно.
— А какие задачи перед вами поставили режиссеры и продюсеры?
— Прежде всего — это, конечно, воссоздать атмосферу советских фильмов 1950-х годов. По настроению, темам, оркестровке. Хотелось погрузить зрителя в то время, в те краски и звуки. После Великой Отечественной войны среди композиторов выработался некий панегирический музыкальный язык — комплекс музыкальных средств, характерный для этого периода. Но я обошелся без заимствований и цитат — музыка к фильму полностью авторская.
— Часто бывает, что в музыке для кино доминирует какая-то группа инструментов — к примеру, одно время очень модны были скрипки. У вас есть какой-то доминирующий инструмент?
— Вы знаете, у любого композитора есть любимые инструменты. Сам я когда-то очень любил виолончель и валторну, но это время прошло. Сейчас выделить какой-то отдельный инструмент мне было бы сложно. Тем более, когда перед тобой в студии полноценный симфонический оркестр — музыкантам, что называется, нужно давать карты в руки. Где-то у нас солирует струнная группа, где-то солируют медные, а где-то каждый, и деревянных духовых. Самое главное, чтобы каждый музыкант понимал свои функции. Когда понятна задача — исполнитель играет с удовольствием и полной отдачей. Вообще, самый приятный момент в студийной записи — это когда к тебе подходят музыканты и благодарят за материал. Кто-то хочет на рингтон собственное соло поставить, кто-то просит диск с записью саундтрека.
Фрагмент записи в Первой музыкальной студии («Барельеф»)
— Довольно объемный материал вы записали фактически за полторы смены. Как вам это удается?
— Стараюсь уважать исполнительскую культуру каждого инструмента, стараюсь организовывать процесс записи так, чтобы его участникам было максимально комфортно. Когда ты сам оркеструешь собственную музыку, то можешь создать такую партитуру, которая мега профессиональными музыкантами моментально качественно записывается. Может быть, и окончательное сведение будем делать на «Мосфильме», ведь такой Тонстудии в России больше нет нигде. Именно, чтобы в формате Dolby, в шестиканальном звуке записать симфонический оркестр. Я лично всегда радуюсь, что весь оркестр можно записать здесь целиком! Практику записи оркестра отдельно по группам, я считаю, порочной. Когда же оркестр собран в студии в полном составе — каждый понимает свою роль, есть чувство ансамбля — это прекрасно! Тем более, возможности студии позволяют создать атмосферу концертного зала. Так что «Мосфильм» сегодня единственная студия, где можно записать музыку для кино на самом высоком профессиональном уровне.
Премьера фильма «Поезд идет на восток» и выход картины в общероссийский кинопрокат запланированы на апрель 2024 года.