Версия для слабовидящих
3

На «Мосфильме» записали музыку Геннадия Гладкова к мультфильму «Синяя птица»

Главы
13 мая 2024
1731

На «Мосфильме» продолжают восстанавливать в современном качестве творческое наследие выдающегося композитора Геннадия Гладкова. В 1-й музыкальной студии при участии Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Светланова прошла запись музыки к мультфильму «Синяя птица». Анимационная лента по мотивам сказки М. Метерлинка, автором сценария и режиссером которой выступил Василий Ливанов, вышла на экраны в 1970-м году. Спустя более полувека над произведением работает ученик и последователь Гладкова - известный композитор Андрей Семенов. Продюсером записи, как и в предыдущих проектах («Поезд памяти») выступил Малик Аминов (Shining Sioux Records).


Mosfilm.ru: Андрей Валерьевич, расскажите подробнее о проекте.

Андрей Семенов, композитор: Начну с предыстории. В 1969 году другом Геннадия Гладкова - режиссером, актером Василием Ливановым был снят полнометражный мультипликационный фильм «Синяя птица» - по пьесе Мориса Метерлинка. Это литературное произведение само по себе является достаточно символичным, сложным, многоплановым - с подтекстами и аллюзиями. А фильм Ливанова получился еще сложнее! К сказочному сюжету он добавил противостояние Синей птицы - как символа чистоты, мечты, полета, поиска, надежды, гуманности - миру наживы, который олицетворяет собой странный инфернальный персонаж по имени Толстяк. Это некий капиталист, который готов в прямом и переносном смысле «сожрать» весь мир. В советское время это воспринималось, наверное, как противостояние социализма и капитализма. Сейчас, когда мы сами в капитализме живем, эти темы в каком-то смысле стали еще актуальнее, но дело даже не в этом. На самом деле, общий смысл, так или иначе, сводится к противостоянию добра и зла. Геннадий Гладков написал совершенно поразительную музыку, непохожую ни на одну из своих предыдущих работ. Интересно, что буквально за год до этого с тем же Василием Ливановым и Юрием Энтиным он написал свой знаменитый шлягер «Бременские музыканты». И конечно, все кто следил за его творчеством, ждали, вероятно, чего-то подобного, а «Синяя птица» вышла не то, что непохожей, ощущение, что музыку к ней писал другой человек! Это огромная 50-минутная симфоническая партитура - для большого состава оркестра, для множества современных и, я бы сказал, авангардных приемов игры, для взрослого хора, для детского хора, для солистки - и все это очень непростая музыка!

- В чем это выражается?
- В самой музыке, ее жанровом разнообразии. Мир Синей птицы и вообще все приключения, связанные с детьми, которые отправляются на ее поиски - это симфоническая музыка. Очень разноплановая, красивая, богатая инструментально, очень эффектная драматургически. Все же, что касается мира Толстяка, это более «бытовые» жанры - джаз, рок, кабаре. Но все с таким черным инфернальным призвуком. Это противопоставление создано Гладковым совершенно мастерски! Вообще, пятьдесят минут музыки - это и для художественного фильма много, а для мультфильма - это колоссальный объем.
- Почему решили обратиться к данному произведению именно сейчас?
- Музыка была записана много лет назад, записана прекрасно, но технологии того времени не позволяли сделать такую запись, какую можно сделать сегодня - на многоканальном пульте, с использованием того арсенала средств, которые есть на «Мосфильме». Добавлю, что спустя много лет дирижер Владимир Юровский с госоркестром представил симфоническую фантазию на тему фильма «Синяя птица» (я также помогал в создании этой фантазии) - тогда мы все ещё раз убедились, что музыка Гладкова, хоть и прикладная, все же не привязана к экрану настолько, что ее нельзя слушать отдельно. Можно! И звучит она замечательно! И вот продюсер Малик Аминов, который много лет занимается музыкой Геннадия Гладкова, решил записать музыку к «Синей птице» заново, записать качественно и хорошо. Поэтому мы обратились на «Мосфильм». Пригласили один из самых лучших оркестров нашей страны - Государственный академический симфонический оркестр им. Е.Ф. Светланова. Я как ученик Гладкова и его последователь помог привести в порядок партитуру, кроме того, дирижирую оркестром, выступаю в этом проекте ещё и как музыкальный руководитель.

Музыканты симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова

- Много ли работы впереди? И в каком виде слушатель в итоге сможет познакомиться с записью?
- Мы записываем оркестр, далее будем записывать хоры, солистку. Потом нам предстоит довольно продолжительный процесс сведения и мастеринга. Бог даст, как и в предыдущих случаях, запись будет издана на виниле и на компакт-диске, который будет называться «Геннадий Гладков. Музыка к анимационному фильму «Синяя птица». Записываем все, что сохранилось - все эскизы, все черновики, поэтому, думаю, материала будет немножко больше. Что касается концепции целого - посмотрим... Пластинка - все же такая вещь, которую надо слушать как аудиоальбом. Не уверен, что музыкальные номера должны идти в том же порядке, что и в анимационном фильме. Важно, чтобы слушатель шел вслед за музыкальной мыслью, поэтому возможно порядок номеров будет немного иным.
- Насколько широкой может быть аудитория слушателей предстоящего релиза?
- Очень надеемся, что эта музыка будет интересна не только поклонникам творчеством Геннадия Гладкова, но и ценителям киномузыки, любителям современной симфонической музыки. В партитуре «Синей птицы» так много модерновых, необычных приемов - чисто композиторских, инструментальных! Смело можно говорить о влиянии Геннадия Гладкова на многих наших знаменитых композиторов-авангардистов. Выдающийся мастер, он не только повлиял на наш отечественный мюзикл, на нашу киномузыку, очевидно его влияние и на серьезную академическую музыку. Вот мы с музыкантами оркестра имени Светланова играем эту партитуру и постоянно восхищаемся - как интересно, как необычно это сделано! И играть, и слушать музыку Геннадия Гладкова - огромное удовольствие!

Звукорежиссер записи Геннадий Папин

Композитор Андрей Семенов также сообщил, что на «Мосфильме» продолжается работа над его операми «Необыкновенные приключения Буратино» и «Омский пленник».

По вопросам аренды музыкальных студий: Татьяна Балтер, директор ПК «Тонстудия»
Тел.: +7 (499) 143-9803 e-mail: balter@mosfilm.ru