22-28 января 2024 года зрители нового кинотеатра «Мосфильм Синема парк» (ул. Мосфильмовская 1, с.44) смогут увидеть на большом экране выдающиеся фильмы Сергея Эйзенштейна (1898 - 1948), ставшие кинематографической классикой. 25 января в 19:30 состоится показ картины «Броненосец Потёмкин» (драматическая киноэпопея, 1925), и пройдёт обсуждение ленты с киноведом, историком кино, автором книги «Феномен кино. История и теория» Николаем Изволовым. 26 января на экране – киноэпопея «Александр Невский» (1938), а 28 января в 14 часов - «Иван Грозный» (драма, исторический фильм – 2 серии, 1945, 1958). Расписание программы и билеты - на сайте kinoteatr.ru и на официальном сайте мосфильмовского «Центра кино». Внимание! Расписание может уточняться и дополняться!
В декабре киноконцерн «Мосфильм» и российская сеть кинотеатров «Формула кино/ Синема Парк» запустили большую программу кинопоказов к 100-летию одной из крупнейших киностудий Европы и мира. Каждый месяц в афише - лучшие картины «Мосфильма» за вековую историю киностудии, отреставрированные и готовые к показу на большом экране! Стоимость билетов для всех категорий граждан – 100 рублей. Большинство показов сопровождаются обсуждением с киноведами, историками кино. А мосфильмовский «Дом костюма и реквизита» предоставляет к показам ценные экспонаты, связанные с историей создания фильмов. Все это позволит зрителям погрузиться в исторический контекст знаменитых лент и буквально прикоснуться к шедеврам кино, работе выдающихся художников-постановщиков и художников по костюмам той эпохи.
Сегодня самые авторитетные мировые киноведы едины во мнении о том, что Сергей Эйзенштейн стал подлинным творцом кинематографа, превратив его из развлечения в настоящее искусство, и вписав тем самым свое имя в историю кино. Сергею Эйзенштейну удалось создать особую школу режиссуры, в рамках которой он старался раскрыть в каждом из учеников их собственную индивидуальность. Среди знаменитых учеников Эйзенштейна - режиссеры Г. Александров, И. Пырьев, С. Ростоцкий, Э. Рязанов. Теоретические труды Эйзенштейна не устарели, влияние режиссера на мировой кинематограф колоссально и по сей день.
На «Мосфильме» бережно хранят память о выдающемся кинематографисте, чьи идеи во многом опережали свое время, а экспериментальная деятельность Эйзенштейна, воплотившего на киноэкране идею «тотального искусства», стала прологом развития кинематографа на десятилетия вперед. К 125-летию Сергея Эйзенштейна (2023 г.) на мосфильмовской Аллее больших Мастеров был создан графический портрет выдающегося кинорежиссера, сценариста, теоретика искусства, художника и педагога.
Графический портрет Сергея Эйзенштейна на "Мосфильме"
Справочно:
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 января 1898 года. Отец являлся городским архитектором Риги. В 1906 году, во время Первой русской революции, Эйзенштейны уехали в Париж. Там Сергей впервые увидел кинофильм. По возвращении домой в 1908 году поступил в рижское реальное училище. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров. После Февральской революции Эйзенштейн состоял милиционером Нарвской части. Весной 1917 года был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. В марте 1918 года поступил добровольцем в Красную Армию (работал художником по декорациям в армейской самодеятельности). В 1921-22 годах учился на Государственных высших режиссерских мастерских (ГВРМ) под руководством В. Мейерхольда, был режиссером театра Пролеткульта (поставил спектакли «Мексиканец», «Слышишь, Москва»).
Свой путь в кино Эйзенштейн начал с перемонтажа фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок». Затем при участии Пролеткульта Эйзенштейн задумал цикл из семи фильмов «От подполья к диктатуре». В итоге снята была только одна часть – под названием «Стачка», вышедшая на экраны 28 апреля 1925 года. Фильм назвали «революционным» и «новаторским». После успеха «Стачки» правительство поручило Эйзенштейну съёмки фильма «1905 год». Картина должна была охватывать основные события революции 1905 года, включая революционные волнения на Чёрном море и декабрьские бои в Москве. Однако времени на реализацию объемного сценария не хватало. В Одессе Эйзенштейн понял, что воссоздав на экране восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», можно передать весь пафос революции. Съёмки велись на месте реальных исторических событий и на старом броненосце «Двенадцать апостолов». Премьера фильма «Броненосец «Потёмкин» состоялась 21 декабря 1925 года в Большом театре. Успех ленты во всём мире был беспрецедентным - позднее кинокритики признали его «Лучшим фильмом всех времён и народов».
В 1927 году Эйзенштейн, его ученик Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ приступили к работе над фильмом, посвящённом десятилетию Октябрьской революции. Эйзенштейн создал историческую эпопею о революционных событиях февраля — октября 1917 года в Петрограде. С помощью монтажа режиссёр попытался отобразить в фильме «Октябрь» такие понятия, как «царизм», «религия», «власть». В то же время, режиссер стремился к синтезу художественных образов и научных понятий в языке кино. Не все эксперименты режиссера были понятны зрителям. Возникли горячие дискуссии в прессе. Под названием «Старое и новое» фильм вышел на экран 7 ноября 1929 года. Сегодня кадры из «Октября» воспринимаются как документальные и зачастую даже выдаются за историческую хронику.
19 августа 1929 года Эйзенштейн вместе с Григорием Александровым и Эдуардом Тиссэ отправился в зарубежную командировку, как было заявлено «для освоения звуковой кинотехники». Группа советских кинематографистов участвовала в Международном конгрессе независимого кино, который в замке Ла Сарра в Швейцарии. 5 сентября с участием «группы Эйзенштейна» был снят шуточный короткометражный фильм «Буря над Ла Сарра». Во Франции был художественным руководителем экспериментального музыкального фильма Гр. Александрова «Сентиментальный романс». В Берлине консультировал Михаила Дубсона в процессе съемок фильма «Ядовитый газ». Поездку на Запад Эйзенштейн использовал для пропаганды советской культуры, читая лекции во многих европейских городах.
В апреле 1930 года Эйзенштейн заключил в Париже контракт с американской кинокомпанией Paramount. В Голливуде написал сценарии «Золото Зуттера», «Чёрное величество», «Американская трагедия». Эти работы высоко оценили Теодор Драйзер и Эптон Синклер, Чарльз Чаплин и Уолт Дисней, но Paramount воздержалась от их постановки. Хотя отзывы на сценарии были восторженными. Эйзенштейн, Александров и Тиссэ поехали в Мексику, где на деньги Синклера сняли киноэпопею «Да здравствует Мексика».
В мае 1932 года Эйзенштейн вернулся в Москву, в том же году стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. Написал несколько теоретических и публицистических статей и киносценариев, пробовал работать в театре. Однако его творческие замыслы не встретили поддержки. Эйзенштейн решил сделать упор на теоретические исследования и лекционные курсы. Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг – «Смысл фильма» (1942) и «Форма фильма» (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино. В 1935 году Эйзенштейн получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР – в связи с 15-летием советской кинематографии.
Весной 1935 года Эйзенштейн начал работу над фильмом «Бежин луг». В процессе работы над картиной Эйзенштейн подвергся жесткой критике со стороны государственных органов и даже выступал с опровержениями в печати. В итоге работа над фильмом была остановлена – считается, что единственная монтажная копия картины была утеряна (либо смыта по прямому указанию Сталина). На основе оставшихся материалов в 1967 году был смонтирован фотофильм.
Нелегким оказался и путь к зрителю фильма «Александр Невский». Первоначальный литературный сценарий под названием «Русь» подвергся резкой критике. Пётр Павленко и Сергей Эйзенштейн дважды переписывали материал - с учётом замечаний историков. 1 декабря 1938 года фильм «Александр Невский» вышел на экраны и имел большой успех. В октябре 1940 года он был назначен художественным руководителем киностудии «Мосфильм». В годы Великой Отечественной войны Эйзенштейн вел активную общественную деятельность, был включён в состав редколлегии по выпуску «Боевых киносборников». 6 октября 1941года был освобождён от обязанностей художественного руководителя киностудии на время работы над фильмом «Иван Грозный» вместе со студией выехал в эвакуацию в Алма-Ату.
Историческая эпопея «Иван Грозный» стала последней киноработой Сергея Эйзенштейна. Первая серия «Ивана Грозного» вышла на экраны 16 января 1945 года и получила единодушное признание зрителей и критики как в СССР, так и за рубежом. В 1946 году Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии I степени. Однако вторая серия под названием «Боярский заговор» подверглась критике в постановлении ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» (от 4 сентября 1946 г.).
На экраны вторая серия «Ивана Грозного» была выпущена лишь 1 сентября 1958 года. Эйзенштейн тяжело переживал судьбу своего фильма. Он до последнего дня работал над его исправлением, продолжая заниматься теоретической, публицистической, педагогической и общественной деятельностью. Умер Сергей Эйзенштейн в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года.