На натурной площадке «Мосфильма» - большие изменения. Идёт строительство декораций к новому фильму Карена Шахназарова «Хитровка» (рабочее название – прим.). Художник-постановщик картины Сергей Февралёв воссоздаёт знаменитый городской квартал рубежа 19-20 вв., который описывали в литературе классики, а порядочные граждане предпочитали обходить стороной. Mosfilm.ru посетил строительную площадку и готов поделиться впечатлениями.
Художник-постановщик Сергей Февралев
- Сергей, ваша Хитровка – какая она? Здесь страшно, как и положено в таких местах? Как писал Владимир Гиляровский: «Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться»…
- Мы делаем, скажем так, «злачную Москву». Что это подразумевает? То, что в одном месте собраны все грехи. В метафорическом смысле здесь будут сосредоточены все круги ада: публичные дома, притоны, воровство, обжорство и т.д. Вообще настоящая Хитровка представляла собой некое подобие огромной коммуналки. Жили здесь довольно тесно, друг на друге. Поэтому мы сейчас делаем все эти сараюшки - пытаемся уплотнить, добиться ощущения духоты от количества людей, от количества вещей, пребывающих вне всяких норм и порядка. Наша Хитровка – это та самая грань, за которой заканчивается порядок. Здесь есть, в общем-то свобода. Но эта свобода начинает вызывать страх, даже ужас.
- В середине улицы зримые очертания обретает новое здание...
- А это как раз кабак под названием «Каторга». Будет и заведение с символичным названием «Ад», но это то место, до которого главным героям ещё предстоит дойти по ходу сюжета. Мы спрячем этот объект среди торговых рядов.
- То есть и знаменитый Хитров рынок мы в картине тоже увидим?
- Разумеется. Но не в том виде, в каком многие его ошибочно представляют. Есть устоявшееся мнение, что Хитров рынок находился на Хитровской площади. Но там располагалась Биржа труда! На старых фотографиях мы можем увидеть большой металлический козырёк – это как раз для тех, кто приходил и приезжал на биржу в поисках работы. А сам рынок находился чуть дальше - в глубине квартала и внешне напоминал знаменитый «Черкизон» образца 1990-х.
Хитровская площадь: архивное фото
- С чего начинается работа художника-постановщика, если речь идёт о воссоздании реальных исторических объектов?
- Прежде всего, я поставил для себя задачу понять: какой на самом деле была Хитровка. А для этого нужно знать каждый дом, каждый двор! Где кто жил, где располагалась та или иная ночлежка или кабак. Я всё это выяснил. Хитровка – на самом деле маленький район, изучить его можно за два месяца. Литература, фотографии, пресса тех лет – я, можно сказать, «исходил» всю Хитровку в прямом и переносном смыслах.
- Что-то ещё осталось от той самой легендарной Хитровки?
- Кое-что осталось. Например, дом Ярошенко со старой галерейной лестницей; дом Румянцева, где были ночлежки, «Дом-утюг» - бывший ночлежный дом Кулакова, дом Бунина. Но естественно, для картины мы создаем некий собирательный образ Хитровки, не точную копию.
- А сам Владимир Гиляровский и его тексты насколько вам помогли?
- Что меня поразило: читаешь Гиляровского – и создаётся ощущение огромного квартала... Смотришь на карту Москвы, видишь границы района и понимаешь: территория-то максимум на три футбольных поля! С одной стороны - церкви, с другой - полицейский участок, примыкающий к Хитровской площади вместе с пожарной каланчой. С третьей стороны - Покровский бульвар с богатыми домами. То есть, по меркам города - это маленький тесный клочок земли! Трудно представить здесь какой-то сложный лабиринт или что-то в этом роде. Мы своей застройкой пытаемся усложнить это пространство – чтобы было ощущение тесных проходов, закутков и т.д.
- Декорация устроена так, что напротив - вполне себе нормальная городская улица.
- Да, фактически это прообраз Камергерского переулка. Дорогие магазины, оживленное уличное движение и пр.
На натурной площадке "Мосфильма"
- Вернемся к стройке. Обращают на себя внимание некоторые материалы. Такое впечатление, что дерево уже «отфактурено»?
- Мы в ряде случаев используем старое дерево, старые материалы – в том числе, из разобранных деревянных конструкций. Эти гнилые доски создают эффект затхлости, дикости. Кроме того, на «Мосфильме» есть огромный склад старых дверей и окон – всё это также используется при возведении нашей декорации и создает эффект незавершенности, случайности. Это же Хитровка – городские трущобы!
- Соответственно и цветовое решение: мрачные тона, серость?
- Цвета очень спокойные: чёткие, графичные, холодные. Яркими будут только акценты: вывески, товар в лавках, элементы костюма. Ведь для простого человека красота - это яркость. Несмотря на то, что Хитровка являлась «злачным» районом, здесь были успешные люди. И эти люди одевались, как им казалось, красиво. Точно по такому же принципу они строили себе дома. А вот что такое красота по-хитровски? – постараемся это показать при помощи ярких цветов.
- В какой стадии находится строительство декорации на натурной площадке?
- По сути, в начальной. Долго не сходил снег, так что пока вели работы, опираясь на возможности фундамента – строим небольшие постройки, сараи. Но на этой неделе начнём строить и большие объекты.
- Что-то будет достраиваться или перестраиваться в процессе самих съемок?
- Мы постараемся сделать все до съемок. Самое сложное – это сам рынок, мы насчитали около 40 лавок. Их нужно будет обставить хорошим реквизитом – на это уйдёт не меньше двух недель. Даже если мы все построим, то декорировать и расставлять мебель на этом и других объектах будем уже во время съемок. Сейчас же работают специалисты «Мосфильм-Декорстроя» и работают прекрасно: уличные вывески, которые уже висят, делал столярный цех; бутафоры их красили, живописцы расписывали. Задействованы все цеха, работаем в полном объеме и с полной загрузкой. Но и о творчестве не забываем.