Версия для слабовидящих
3

«Мосфильм» поздравляет с 90-летием оператора Анатолия Петрицкого

14 декабря 2021
Редакция новостей
118

Анатолий Петрицкий родился 14 декабря 1931 года в Харькове в семье украинского художника-авангардиста Анатолия Петрицкого. По его собственному признанию, в операторскую профессию его привело множество объективных причин – в их числе, изобразительное искусство, любовь к которому прививал ему отец. К тому же, юноша увлекался фотографией.

«Мы жили в Киеве, и меня приглашали сниматься на киевскую киностудию, из этого, правда, ничего не получилось, но я ближе познакомился с кинематографом. Потом приехал в Москву и в 1955 году поступил во ВГИК, в мастерскую Александра Гальперина, а после окончания сразу попал на «Мосфильм». Поскольку у меня был диплом с отличием, я попал по распределению на эту киностудию. И с тех пор «Мосфильму» ни разу не изменил» - рассказывал Анатолий Петрицкий в интервью изданию «ТТК» в 2010 году.

p001Каждый вечер в 11.jpg
На съемках картины "Каждый вечер в одиннадцать" (1969)

Свой путь на «Мосфильме» Анатолий Петрицкий начал ассистентом оператора, в сотрудничестве с тандемом Александра Харитонова и Леонида Крайненкова. В фильме «Люди на мосту» режиссера Александра Зархи начинающему ассистенту в связи с болезнью главного оператора пришлось самостоятельно снять два эпизода. После этого режиссер пригласил Анатолия Петрицкого на свою следующую картину «Мой младший брат» (1962) - с этого фильма и началась его самостоятельная операторская работа в кино.

Сейчас это кажется удивительным, но киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир», съёмки которой продолжались следующие несколько лет (1962—1967), стала для Анатолия Петрицкого, по сути, второй самостоятельной работой! Годы, проведенные на съемках оскароносного фильма, Анатолий Анатольевич и поныне считает самыми важными в своей жизни.

«У Бондарчука до этих съемок был только один фильм - "Судьба человека". Говорили, что и Герасимов, и Пырьев хотели экранизировать Толстого. Что Олег Стриженов отказался от роли Болконского не без влияния Пырьева. Вернувшись из закарпатской экспедиции, хотел отказаться и я - считал, что не готов к такой ответственной работе. Но все было решено за меня высшим начальством. Я был молодой, энергичный, а Сергей Федорович приветствовал активное участие в съемочном процессе» - отмечал Анатолий Петрицкий в беседе с «Известиями».

Оператор-новатор Анатолий Петрицкий предложил новые технические приёмы для съёмок батальных сцен. Достаточно вспомнить знаменитый «пролёт» камеры над местом сражения батареи Раевского на Бородинском поле.

«Была построена специальная конструкция, приподнявшая батарею над полем, а сверху натянуты тросы, по которым на роликах своим ходом скользила камера на подвесной тележке. Она летела над пожарищем сквозь огонь. Нужно было сделать этот полёт быстрым, чтобы камера не пострадала от пламени, и вовремя его остановить. Тормозили движение камеры поролоновые коврики, которыми в нужных местах были обмотаны тросы», - вспоминает Анатолий Анатольевич.

ScanImage007Война и мир.jpg
Анатолий Петрицкий и Сергей Бондарчук на съемках киноэпопеи "Война и мир"

Кстати, по предложению Сергея Бондарчука Анатолий Петрицкий стал актёром эпизода. Сыграл небольшую роль молоденького офицера, сидящего рядом с Тушиным в шалаше, а потом его, пехотинца, ранят в живот. В архивах «Мосфильма» сохранилось фото со съёмок.

В 1969 году фильм «Война и мир» получил премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. По достоинству была оценена и операторская работа. Анатолий Петрицкий - обладатель почетных дипломов 26-го Венецианского кинофестиваля, V международного технического конкурса УНИАТЕК и Почетного приза за сложные движения камеры на VII конгрессе МАНК в Праге.

Любопытно, что через много лет Анатолий Анатольевич вернётся к фильму «Война и мир», но уже в качестве… специалиста по реставрации! «Мосфильм», запустивший в начале 2000-х большую программу по реставрации своей фильмотеки, начал с классики. И тут огромный кинематографический опыт, зоркий операторский глаз Анатолия Петрицкого оказались просто незаменимы.

«К этой картине отношусь как к родному детищу, вложил в нее слишком много. Эта картина - самое главное, что я в жизни сделал. Мы восстановили картину: почистили пленку, перевели звук в цифровой формат. Правда, пришлось делать 35-миллиметровую копию, так как сейчас уже не осталось 70-миллиметровых кинотеатров. Но все получилось великолепно» - рассказал Анатолий Петрицкий порталу zn.ua в 2004 году.

После «Войны и мир» Анатолия Петрицкого стали приглашать как специалиста по съемке на пленку 70 мм. В 1970 году он в качестве оператора-постановщика снял двухсерийный фильм об обороне Севастополя - «Море в огне», где была задействована Черноморская эскадра.


p264Море в огне.jpg
На съеках картины "Море в огне"


Всего в операторской фильмографии Анатолия Петрицкого 13 картин (прим. - «Война и мир» - 4 фильма). В их числе - «Мой ласковый и нежный зверь», «Каждый вечер в одиннадцать», «Время и семья Конвей» и др. Самым любимым фильмом и своей лучшей своей работой в кино Анатолий Петрицкий считает «Мимино» Георгия Данелии. В 1984 году состоялся режиссёрский дебют — он поставил фильм «Талисман любви» совместно с Исланом Казиевым. А в 1987 году на экраны вышла картина «Причалы» - история о воспитаннике детского дома, который из-за курьезной случайности попадает на рыболовецкий траулер.

Анатолий Анатольевич – человек, о которых принято говорить «Профессионал с большой буквы», настоящий мосфильмовец, отдающий родной студии все свои силы и вдохновение. В последние годы он не только принимал активное участие в программе по реставрации и восстановлению классики кино, но также занимался подготовкой специалистов на мосфильмовских курсах – вторых операторов, ассистентов оператора по наведению фокуса, видеоинженеров, щедро делясь бесценным опытом с новыми поколениями кинематографистов.


IMG_20190826_125243.jpg
Анатолий Петрицкий и представитель китайского телевидения на "Мосфильме" (2019 г.)


«Я спокойно отношусь к любым наградам и званиям, никогда к ним не стремился. Тем более что я работал в то время, когда оператор мог получить самое высокое звание не только за то, как он снял, но и за то, что он снял фильм, например, про Клару Цеткин. Коллегам я завидовал, лишь когда видел, что они так сняли фильм, как я не умею. Кроме того, ведь кто-то снимал на импортной пленке Kodak, а кто-то на «Свеме»…» - скромно признаётся Анатолий Петрицкий. 

Отметим, однако, что патриарх отечественного кино, помимо множества наград разных лет, является обладателем приза "За вклад в операторское искусство" имени Сергея Урусевского («Белый квадрат») и «Золотой камеры» 28-го международного фестиваля операторов Manaki Вrothers («За достижения в профессии»).

«Мосфильм» присоединяется ко всем многочисленным поздравлениям, звучащим сегодня в адрес Анатолия Анатольевича. Долгих лет и спасибо за великое кино!

 

Фото на главной странице: Анатолий Петрицкий на съемках киноэпопеи «Война и мир»