Версия для слабовидящих
3

Михаил Калатозов: жизнь и творчество как кругосветное путешествие

09 января 2019
Ольга Шмелева
111

Что стало определяющим в становлении Михаила Калатозова как кинематографиста? На киностудии в Тбилиси в 20-е годы XX века молодой Калатозов брался за любую работу, и пробовал себя в разных кинопрофессиях: был и склейщиком лент и ассистентом, и помощником оператора, и вторым режиссером, и актером, и писал сценарии. Именно этот опыт и стал основополагающим для развития творческой личности Калатозова и формирования его особого взгляда, считает исследователь Г. Кремлев:

«Любой его фильм не повторяется в жанровом отношении, не дублирует своих предшественников.

И это не разбросанность режиссера, не отсутствие художественной устойчивости. <…> Он не хочет, он по своей природе не может задерживаться, останавливаться на чем-то одном».

Режиссер Михаил Калатозов
Режиссер Михаил Калатозов

Все же, есть тема, ставшая сквозной в творчестве режиссера – это путешествие, подчас героическое, сопряженное с вызовом. Романтизация природы, высокие горы, бескрайние просторы – все это можно наблюдать даже в самых ранних картинах режиссера, которые сюжетно повествуют вроде бы совсем о разном: «Соль Сванетии», «Мужество», «Валерий Чкалов». А объединяет эти три картины кинематографическая поэтизация высоты и воспевание природы с высоты птичьего полета.

«Во всяком случае – и это уж можно утверждать с полным основанием, – не сюжет «Мужества» (мы бы сказали даже, что он довольно вялый для приключенческого фильма), не игра актеров (из «приметных» – их всего два-три, а роли у них такие куцые, что «развернуться» негде), не какие-либо другие слагаемые, а натуральные высокогорные кинопейзажи и кадры виртуозных эволюций самолета – вот что самое привлекательное, самое эффектное в этой картине и что до настоящего времени не ослабило своей впечатляющей силы», – писал о дебютной звуковой картине Михаила Калатозова «Мужество» исследователь творчества режиссера Г. Кремлев. По словам киноведа, виртуозность пейзажных зарисовок и стремительного действия заложена в том, что ранее Калатозов успел прочно укорениться в документальном жанре, прежде чем перейти в игровое кино.

Оператор Сергей Урусевский

Оператор Сергей Урусевский

Важным этапом творческого пути стало путешествие Михаила Калатозова в США в качестве «своеобразного полномочного представителя нашей кинематографии» в годы Второй Мировой войны. Опыт, полученный в поездке, в творчестве режиссера отразился далеко не сразу.

«Страна зверобоев и золотоискателей, романтика Джека Лондона. В очертаниях проносящейся внизу земли чудится что-то знакомое… За ревом моторов чудится лай Белого Клыка», – писал об этом путешествии в своей книге «Лицо Голливуда» Михаил Калатозов.

Мысли, навеянные далекой заокеанской страной, проявили себя во всей красе – разве мог бы кто об этом помыслить? – во время работы над фильмом «Неотправленное письмо», о чем писал Г. Кремлев:

«И вот снова ожили, встрепенулись давние, много лет дремавшие впечатления. Видно, пробил им урочный час, пришла пора, чтобы зрелый мастер извлек их из глубинных тайников времен своей романтической юности, пришла пора им – неясным и бестелесным – обрести плоть экранных образов. <…>

По крупицам – по эпизодам и кадрикам – кропотливо монтируется сейчас образ суровой северной природы.

Этот образ внушительный, впечатляющий. Он целостный и единый, хотя натурные съемки велись в нескольких местах – где-то в бассейне Енисея, в районе стройки Красноярской ГЭС, в таежных ущельях Саянского хребта, на Усинском тракте…»

Да и сама таежная киноэкспедиция во время съемок «Неотправленного письма» стала событием поистине героическим, это был путь преодоления и борьбы со стихией, сродни тому, что прошли герои фильма. Вот выдержка из дневника одного из участников той самой экспедиции, приведенная в сборнике «Угол зрения»:

«Для новых съемочных точек корчуем деревья, ворочаем камни. Кажется, всю тайгу перекопали. Тащим на высоченный бугор сухой лес… С самого рассвета, с пяти утра, выкладываем стометровую огненную панораму…

Оператора Урусевского, после долгих уговоров «закутываем» в асбест, чтобы снимать огонь в огне. Ватник вспыхнул, несмотря на асбест, с трудом сбили огонь. А он злился, что били по спине – помешали доснять».

Во время съемок этой сцены очень нелегко пришлось и актрисе Татьяне Самойловой, исполнившей роль Тани – она получила ожоги ног и рук.

Все же, оптимизм и чувство юмора помогали участникам съемочной группы преодолевать любые трудности. К примеру, на актерских вагончиках, стоявших в гуще тайги, были шуточные надписи «Огнеупорный Смоктуновский», «Водонепроницаемый Ливанов».

С фильмом «Неотправленное письмо» общественность связывала огромные ожидания, ведь это была следующая работа Михаила Калатозова после мирового триумфа фильма «Летят журавли», первым из советских картин получившего главный приз Международного Каннского кинофестиваля – Золотую пальмовую ветвь.

Кадр из фильма «Летят журавли»

Кадр из фильма «Летят журавли»

Этот фильм стал классикой мирового кинематографа, во многом благодаря атмосфере, позволившей, по выражению Г. Кремлева, «расширить действие до необычных пределов, до ощутимой бесконечности, и вобрать в себя огромный, глубокий объемный мир». О Великой Отечественной войне прежде так никто не снимал. В картине зритель почувствовал «полнокровную пульсацию жизни народа»: мастерство режиссера и оператора возвысило казалось бы знакомые многим советским людям обстоятельства до всеобъемлющего масштаба.

После «Неотправленного письма» Михаил Калатозов и его верный соратник – оператор Сергей Урусевский – поехали в Латинскую Америку. Спустя примерно 40 лет после легендарного путешествия Сергея Эйзенштейна и Эдуарда Тиссэ в Мексику, советские кинематографисты уже нового поколения отправились на Остров Свободы – Кубу. Замысел фильма Калатозова и Урусевского нельзя не назвать грандиозным – на экране разворачиваются события Кубинской революции.

«Калатозов и Урусевский открыли и сняли латиноамериканскую революцию по-новому. Хотя новеллистический принцип, лежащий в основании художественной конструкции, сохранился. Совпадает и количество новелл – четыре.

Новизна в другом – в новом акценте фильма: не стихия революции, а индивидуум в стихии революции», – писал об идее картины «Я-Куба» киновед Ю. Богомолов.

Кадр из фильма «Я – Куба»
Кадр из фильма «Я – Куба»

Даже в последние годы жизни Михалила Калатозова тянуло «на край света», чтобы вновь и вновь постигать мир в его многообразии. После «Я – Кубы» режиссер замышлял снять фильм с рабочим названием «До конца века остается тридцать лет» о всемирной выставке в японской Осаке «Экспо-70». Этой идее так и не суждено было воплотиться в жизнь.

На съемках фильма «Красная палатка»

На съемках фильма «Красная палатка»

Зато состоялся не менее амбициозный проект – фильм совместного производства СССР и Италии «Красная палатка», ставший заключительным в фильмографии Михаила Калатозова. В центре сюжета картины – событие далекое от того, чтобы считаться ординарным – арктическая экспедиция Умберто Нобиле. Для съемок этой картины группе предстояло в числе прочих локаций отправиться на далекий арктический берег – Землю Франца-Иосифа. Вот она, заключительная точка в кинопутешествии Михаила Калатозова, наследие которого смело можно назвать «кинематографом пути». И не только в том смысле, что режиссер обошел всю землю вдоль и поперек, но и в том, что далеко углубился в недра человеческой души и дошел в своих исканиях почти до самого их основания, но это уже совсем другая история…  

Тематическая выставка, посвященная творчеству Михаила Калатозова

Тематическая выставка, посвященная творчеству Михаила Калатозова      


                             

Фото: «Мосфильм-Инфо», при использовании ссылка на источник обязательна.

Фильмы Михаила Калатозова доступны для бесплатного просмотра на сайте cinema.mosfilm.ru и на канале «Киноконцерна «Мосфильм» на «YouTube», а также в рубрике «Каталог» на официальном сайте «Мосфильма».

В этом материале использованы цитаты из книг Г. Кремлева «Михаил Калатозов» и Ю. Богомолова «Михаил Калатозов: (Страницы творческой биографии)».

Подробнее ознакомиться с фильмографией Михаила Калатозова можно в холле «Мосфильма», где проходит тематическая выставка, посвященная творчеству Михаила Калатозова (1903-1973), приуроченная к 115-летию cо дня его рождения.