Версия для слабовидящих
3

Курсы «Мосфильма»: встреча с режиссером Юрием Быковым

Главы
02 апреля 2024
Редакция новостей
2103

Юрий Быков - один из самых известных российских режиссеров, прославившийся после выхода фильмов «Жить», «Майор», «Дурак», лауреат международных и российских кинофестивалей, обладатель множества кинематографических премий, провел мастер-класс для слушателей мосфильмовских курсов.


В прессе Юрия Быкова часто называют «режиссером с мрачным бытописанием действительности». В профессиональном сообществе он известен своим сложным характером: из-за идейных и творческих разногласий с продюсерами он покидал проекты, а из-за критики одного из снятых им сериалов даже заявлял об уходе из кино. Тем не менее, в 10-е годы Юрий Быков стал по-настоящему популярным автором в России, а его картины показывали в Европе и США.
В начале встречи со слушателями курсов «Мосфильма» (редакторы, реквизиторы, инженеры) Юрий Быков рассказал о своем пути в большое кино. Будущий режиссер родился в 1981 году в Рязанской области в рабочей семье - отец был шофером, мать трудилась на заводе. Юрий увлекался литературой и театром, но после школы не смог поступить в творческие вузы и перебивался случайными заработками. Затем ему удалось попасть на актерский курс Бориса Невзорова, а оттуда — во ВГИК. В 2005 году Быков завершил обучение в актерско-режиссерской мастерской Владимира Грамматикова, снимал рекламные ролики и короткометражки. Одну из работ заметили отборщики «Кинотавра»: Быков получил приз за лучшую короткометражную работу. В 2010-м вышел полнометражный дебют Юрия Быкова — «Жить». В последующие годы режиссер прославился как автор драм, как правило, довольно мрачно иллюстрирующих жизнь российской провинции.
Слушателей курсов «Мосфильма», в первую очередь, интересовали вопросы, связанные непосредственно с их специальностями. Начинающим редакторам фильма и сценария Юрий Быков посоветовал включаться в сериальное производство, которое сегодня поставлено на поток платформами, онлайн-кинотеатрами, стриминговыми сервисами. Полнометражное кино режиссер охарактеризовал как «бутиковый товар», которого сегодня производится крайне мало:
«Сценарий сериала - это, как правило, 800 страниц. Есть что читать, есть что править!»
Функционал редактора фильма Юрий Быков сравнил с профессиональными навыками опытного педагога и даже психолога. Это и чисто профессиональная помощь сценаристу, и умелое лавирование между продюсером и режиссером и их требованиями, а порой и скрытое манипулирование главными участниками съемочного процесса.
«Задача редактора, как мне кажется, – просто быть умнее, дальновиднее. Почему бы не сказать сценаристу: «Ты написал гениальную вещь! Пойми, я на твоей стороне. Но ты же знаешь – вот с этим и этим – никто никогда не согласится!» В то же время, можно вести переговоры с продюсером, убеждая его, что сценарист – гений! Которого, правда, иногда заносит. Таким образом, можно подойти к какому-то общему знаменателю», - поделился своими соображениями режиссер.
Главной проблемой ассистентов по реквизиту, Юрий Быков, ссылаясь на собственный опыт, назвал само финансирование, на котором продюсеры обычно стараются экономить.
«Деньги сегодня в кино уходят, в основном, на звездных артистов, а бюджет для реквизита зачастую формируется по остаточному принципу. Отсюда – вполне естественное снижение у специалиста и интереса, и мотивации к работе. К тому же, есть ряд неопределенностей в части распределения обязанностей. Например, оружие, присутствующее на съемке – когда оно стреляет, это ответственность оружейника, когда просто находится в кадре – за него «отвечает» реквизитор. Это, как минимум, странно. Часто продюсер считает, что тот или иной предмет в кадре, вообще ничего не стоит! Мой совет – всегда запрашивайте на реквизит максимальную смету, тогда появится шанс получить приемлемую сумму», - отметил режиссёр.
В процессе общения со слушателями курсов «Мосфильма» Юрий Быков рассказал, что давно разделяет собственную работу на «ремесленную» и авторскую. Замысел авторского кино, по мнению режиссера, созревает долго – в настоящий момент кинематографист работает сразу с несколькими редакторами над собственной идеей будущего фильма. Также Юрий Быков признался, что не любит экранизаций – всегда ищет оригинальную историю, как правило, на современном материале. Хотя своей любимой картиной режиссер считает фильм Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» - экранизацию одноименной повести. За три с половиной часа слушатели курсов «Мосфильма» смогли задать кинематографисту несколько десятков вопросов, обсудить состояние дел в российском и мировом кинематографе, получить от режиссера множество полезных советов для тех, кто только делает в кино первые шаги.
Справочная информация:
Более двадцати лет по инициативе Карена Шахназарова «Мосфильм» проводит бесплатные курсы подготовки специалистов «второго звена» – ассистентов режиссера по актерам, редакторов, инженеров кинопроизводства, администраторов съемочной площадки, декораторов, реквизиторов, костюмеров и пр. В рамках курсов слушатели знакомятся с основами кинопроизводства и нюансами работы съёмочных групп, получают богатую и крепкую базу в искусствоведческих дисциплинах, расширяют свой кинокругозор благодаря просмотрам киноклассики на большом экране, а также посещают мастер-классы профессионалов – продюсеров, режиссёров, операторов, писателей, драматургов, композиторов, художников. «Мосфильм» регулярно организовывает для слушателей курсов лекции ведущих историков, политологов, представителей научного сообщества. За время существования курсов более двух тысяч человек получили различные киноспециальности и на сегодняшний день успешно работают в кино.