Версия для слабовидящих
3

Курсы «Мосфильма». Встреча с писателем Юрием Поляковым

Главы
29 мая 2024
Редакция новостей
1483

Помимо обширной теоретической программы и производственной практики, одним из главных достоинств курсов «Мосфильма» является формат регулярных мастер-классов. Живое общение слушателей с представителями не только киносообщества, но и историками, политологами, писателями – успешными, состоявшимися в профессии людьми. Курсы «Второй режиссер» и «Ассистент художника по костюмам» не стали исключением – за относительно небольшое время обучения слушатели смогли встретиться с представителями самых разных творческих сфер. Одним из гостей курсов стал известный писатель Юрий Поляков.


Юрий Поляков - известный русский писатель, журналист, общественный деятель. Один из самых читаемых авторов России, прозаик, публицист, драматург и поэт, чьё творчество вот уже сорок лет привлекает к себе внимание читателей и кинозрителей. Писатель рассказал о своем опыте работы в кино. Многие из литературных произведений Юрия Полякова экранизированы. Среди наиболее известных: «Работа над ошибками» (реж. А. Бенкендорф, 1987), «ЧП районного масштаба» (реж. С. Снежкин, 1988), «Сто дней до приказа» (реж. Х. Эркенов, 1990), «Игра на вылет» (реж. К. Одегов, 2000), Апофегей» (сериал, реж. С. Митин, 2013). Писатель рассказал об истории создания этих фильмов, своих взаимоотношениях с режиссерами и теплом отклике зрителей.
Выступал Юрий Михайлович и как соавтор сценариев – слушателям курсов писатель рассказал о своей работе над сценарием фильма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок», в котором выступил как автор диалогов. Литературной основой сценария являлся роман Виктора Пронина «Женщина по средам». Юрий Поляков подчеркнул, что его задачей стало наделение персонажей живой речью – по мнению писателя, и литератор, и сценарист должны обладать абсолютным слухом на слово и особой социальной чувствительностью, понимать проблемы своего времени. Вышедший на экраны в 1999-м году и принятый в штыки либеральной критикой, фильм стал народным хитом и разошелся на цитаты, само его название стало нарицательным.
Сценарий художественного фильма или сериала Юрий Поляков считает жанром литературы, а потому призвал слушателей курса подходить к работе максимально серьёзно и профессионально. Не забывая при этом, что искусство рождается из самой жизни, а не из чьих-то уже готовых (и осмысленных в искусстве ранее) представлений о ней. Именно поэтому, по мнению писателя, индустрия сегодня переполнена вторичными и даже «третичными» фильмами.
Одной из тем творческой встречи писателя со слушателями курсов «Мосфильма» стал вопрос объективного и взвешенного отношения автора к истории собственной страны. По мнению Юрия Полякова, современные авторы зачастую не знают, а порой намеренно пренебрегают или искажают исторические факты, занимаясь откровенным очернительством государства. В качестве примера писатель привёл фильм «Полумгла» (реж. А. Антонов). В картине 2005 года рассказывается история военнопленных немцев – о тяжелой работе, о непростых отношениях с красноармейцами и местными жителями. Первоначальный грустный, но оптимистичный финал картины по требованию продюсера был изменен на трагическую и, по оценке даже самих авторов сценария, нелепую концовку с расстрелом пленных.
«Такого в действительности быть просто не могло! - убеждён Юрий Поляков. - Каждый военнопленный был на учёте, по каждому государство строжайше отчитывалось. Да и не было никакого смысла расстреливать пленных, никакой логики в этом нет! Нельзя так откровенно лгать, очернять свою страну, свой народ! Один из сценаристов решил отозвать свое имя из титров и пришёл ко мне как к редактору «Литературной газеты», чтобы опубликовать своей протест. Но в итоге, просьбу свою отменил. Потому что ему позвонил продюсер картины и пригрозил навсегда отлучить от кинематографа. И поверьте, он бы смог это сделать. Кстати, этот продюсер одним из первых покинул страну с началом СВО».
Зашел разговор и о цензуре. Юрий Поляков отметил, что с сегодняшних позиций советская цензура кажется ему достаточно гуманной. По его словам, если фильм (литературное произведение) все же выходил к массовой аудитории, значит, власть признавала свои недоработки в тех или иных сферах, тут же предлагая пути разрешения проблемных вопросов. По мнению литератора, табуированные темы, цензурные запреты существовали в любую эпоху – даже в период перестройки, считающейся ныне едва ли не самым свободным периодом в истории российского государства. В качестве примера Юрий Поляков привёл свой опыт работы на «Мосфильме» во второй половине 1980-х. Вместе с мэтром советского кино Евгением Габриловичем писатель трудился над сценарием фильма «Неуправляемая» - историей честной комсомольской активистки, искренне поверившей в перемены, но в итоге оказавшейся не у дел. Сценарий так и не был запущен в производство, а самих авторов на худсовете назвали «врагами перестройки». Кстати, сценарий фильма "Неуправляемая" был сохранен работниками архива "Мосфильма" и спустя много лет предоставлен автору - позже текст был опубликован в одном из собраний сочинений писателя.
За полтора часа слушатели успели обсудить несколько тем и задать писателю самые разные вопросы – о работе с актерами, об азах драматургии, современной литературе. Юрий Поляков отметил, что полноценное художественное осмысление происходящего сегодня, в частности событий СВО, в кино станет возможным спустя, как минимум, десятилетие – как это было после Великой Отечественной войны. Наиболее же оперативно и талантливо нерв эпохи сегодня, по мнению писателя, отражают поэты. Среди авторов волны, которую уже окрестили «Z-поэзией» Юрий Поляков особо выделил Сергея Лобанова, Алексея Шорохова, Анну Ревякину и других талантливых литераторов.
Справочная информация:
Более двадцати лет по инициативе Карена Шахназарова «Мосфильм» проводит бесплатные курсы подготовки специалистов «второго звена» – ассистентов режиссера по актерам, редакторов, инженеров кинопроизводства, администраторов съемочной площадки, декораторов, реквизиторов, костюмеров и пр. В рамках курсов слушатели знакомятся с основами кинопроизводства и нюансами работы съёмочных групп, получают богатую и крепкую базу в искусствоведческих дисциплинах, расширяют свой кинокругозор благодаря просмотрам киноклассики на большом экране, а также посещают мастер-классы профессионалов – продюсеров, режиссёров, операторов, писателей, драматургов, композиторов, художников. «Мосфильм» регулярно организовывает для слушателей курсов лекции ведущих историков, политологов, представителей научного сообщества. За время существования курсов более двух тысяч человек получили различные киноспециальности и на сегодняшний день успешно работают в кино.