Версия для слабовидящих
3

Курсы «Мосфильма»: обучение операторскому искусству

Главы
23 января 2025
Редакция новостей
1502
С ноября 2024 года на курсах «Мофильма» идёт обучение по специальности «Второй оператор». Мастером курса выступает известный советский и российский кинооператор игрового кино, народный артист РФ Владимир Михайлович Климов. График занятий будущих кинооператоров насыщенный – не только теоретические занятия, но и практика. Mosfilm.ru удалось побывать на учебной съемочной площадке.

ДЛЯ УЧЕБЫ – ЦЕЛЫЙ ПАВИЛЬОН
Так называемый телепавильон «Мосфильма» - место, где обычно осуществляется подготовка к настоящим съемкам кино. Художники-постановщики собирают здесь фрагменты будущих или временных декораций, режиссеры проводят кинопробы. Но на ближайшие три месяца данная площадка стала настоящим учебным классом для слушателей курса «Второй кинооператор». Первое, на что невольно обращаешь внимание, попав сюда – рельсы для операторской тележки. Вернее та тщательность, с которой слушатели курса выставляют их на один уровень, порой принимая горизонтальное положение. Оно и понятно, даже незначительные неровности полотна - это в конечном итоге, брак изображения! Оператор Владимир Климов, следящий за работой своих подопечных, поясняет – идёт подготовка к учебной съемке в движении. Слушателям курса предстоит снять панораму – запечатлеть в движении сразу несколько объектов.
«Один за камерой, один на фокусе – один ведет Dоlly (операторская тележка – прим.). Тут идёт подготовка как бы сразу по трём разным операторским специальностям, - объясняет нам Владимир Климов, и добавляет, уже учащимся, - Если вы думаете, что работа с тележкой – это просто, вы ошибаетесь. На самом деле, это очень ответственная должность. Когда снимается мизансцена – актеры двигаются в разном темпе, и вы должны очень чётко его чувствовать!»

Мастер курса "Второй оператор" Владимир Климов

Через несколько минут операторская группа готова к съемке. Звучит команда «Начали!» и мы вместе с Владимиром Климовым наблюдаем на мониторе первые кадры. Конечно, нужный результат достигается не сразу – в одном из дублей не успевают перевести фокус, в другом – тележка движется слишком быстро. Панорамная съемка сложна и для профессиональных операторов. Но чего у ребят не отнять точно – так это старания и упорства.
- Владимир Михайлович, вы строгий педагог? – интересуемся мы у Владимира Климова в паузе между многочисленными дублями. – Будете баллы выставлять по каждому упражнению?
- Тут дело не в строгости, и не в баллах. Я вообще оценок не ставлю. Баллы им поставит сама жизнь. На съёмочной площадке. Главное, чтобы научились снимать! Наш курс называется «Второй оператор», но я не делю подготовку специалистов на «первых» и «вторых» - они все равно должны знать профессию полностью. Что значит «Второй оператор»? Сегодня второй, завтра – главный! А начинать всегда нужно с самого сложного – это моя позиция.
Владимир Климов знает, о чём говорит. В фильмографии именитого кинематографиста – более 50-ти полнометражных фильмов и сериалов, работа с такими мэтрами кино, как Александр Зархи, Савва Кулиш, Пётр Тодоровский, Павел Чухрай, Карен Шахназаров и др. Мастер курса – обладатель многочисленных кинематографических наград, в числе которых премия «Золотой орёл», премия Гильдии кинооператоров «Белый квадрат» и др.
- До захода в павильон мы дали им обширную теорию. Подробно рассказали, что собственно такое операторское искусство? Что в нем является главным? А главное это свет, композиция, движение камеры. Теперь всё это предстоит освоить на практических занятиях, - делится подробностями мастер курса, не отвлекаясь от изображения на мониторе.
Слушатели курса «Второй оператор» действительно подробно познакомились с производственной деятельностью «Мосфильма», изучили осветительную технику, съемочное оборудование. Отдельное направление, которому было уделено пристальное внимание - технологии постпроизводства в мосфильмовской Тонстудии. Также Владимир Климов, начинавший свой путь в кино в доцифровую эпоху, устроил слушателям экскурсии в мосфильмовскую Лабораторию обработки пленки – дабы посвятить учащихся в азы операторского искусства. Помимо профильных знаний, слушатели курса продолжают знакомиться со всеми направлениями кинопроизводства, изучают общеобразовательные дисциплины.

Художник-постановщик Сергей Февралёв: мастер-класс для слушателей "Мосфильма"

Меж тем, занятие продолжается. Пока одна половина группы занята панорамой, другая готовится к отработке простого, на первый взгляд, упражнения под условным названием «Актёр встал - сел». У фрагмента кухонной декорации Владимир Климов ставит задачу одной из слушательниц курса:
- Актёр на крупном плане. Вы его «ведёте». Когда сядет за стол, сделайте красиво – пусть у вас в кадре будет графин, керосинка, вообще реквизит…
Дубль не получается. Следующий тоже – артист «вываливается» из кадра. Владимир Климов сам встаёт на камеру.
- Вы так и не снимете… С чего вообще начинает оператор? С настройки «головки» штатива! – напутствует мастер.
- Туговата, - соглашается ученица.
- Но она же регулируется! Давайте сделаем так, чтобы было удобно. Я бы себе сделал так! И ещё – не нужно судорожно цепляться за камеру, свободнее!
После нескольких движений рук мастера, камера действительно начинает будто «вальсировать» на штативе. Снова идут дубли – большая их часть вызывает у мастера курса одобрительную улыбку.
- Владимир Михайлович, такой план – это прям легко получается! – наконец восклицает один из учащихся.
- Вы не торопитесь, вы пробуйте ещё. Этот навык у вас должен быть доведён до автоматизма! Все актеры встают и садятся в кадре по-разному: кто-то с наклоном вперед, кто-то быстро, кто-то медленно, - возражает Владимир Климов. – Видите, вы всё равно «режете» голову, не надо так! Держите над головой актёра, условно три-четыре пальца. Поехали снова!
Когда количество дублей переходит за сотню, понимаешь – насколько трудоемка работа оператора. А ведь это, по сути, даже не съёмка! Так, учебное задание…
ВПЕРЕДИ - КУРСОВАЯ РАБОТА

Тут же, в телепавильоне специалистами «Мосфильм-Декорстороя» специально для курса возведена декорация – «реплика» интерьера квартиры из знаменитого фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957). Владимир Климов приглашает нас внутрь - оценить работу создателей. Примечательно, что декорацию придумали и воплотили выпускники мосфильмовских курсов! Автор проекта, по которому были построены две комнаты, прихожая, кухня, коридор и кладовая - Лиза Суховеева, окончившая ранее курс «Художник-декоратор». А наполнил все это пространство мебелью, посудой, предметами быта 1940-х - Артем Петяк, выпускник курса «Ассистент режиссера по реквизиту». Сделано всё настолько профессионально, что поневоле чувствуешь себя одним из героев фильма.

- Здесь ребята будут снимать отрывок из фильма – сцену между Марком и Вероникой во время бомбёжки, - рассказывает Владимир Климов. - Это сложная сцена. Там есть свет, потом он гаснет, потом сирены, бомбёжка – идут вспышки, параллельно разворачивается драматическая сцена между актёрами. Задача – ориентироваться на то, как это решено в фильме, но если есть какие-то предложения – я только приветствую, чтобы не было буквального повторения. Собственно, это и будет их главной работой, итогом практики.
В этот момент в комнате появляется один из ассистентов мастера курса с предложением светового решения будущей съемки. В павильоне уже установлены прожекторы постоянного студийного света Aputure Amaran 200Х – именно они будет имитировать вспышки от «взрывов», «обстрела», светомаскировку и пр. На несколько минут мы вместе с Владимиром Климовым оказываемся в центре настоящей световой канонады, не хватает только звука сирены – мастер внимательно наблюдает за игрой света и тени на стене.
- Отличная штука! – восклицает он, когда «бомбёжка» заканчивается. - Теперь надо нарисовать схему света, точно выставлять приборы…
- Слушатели курса будут это делать самостоятельно?
- Ну, им, конечно, хочется самим. У некоторых есть иллюзии, что справятся, улыбается Владимир Климов. - Резать «крылья» мне им не хочется. Думаю, соберут, но не без помощи…
Снять свой «фильм» слушателям курса предстоит всего за 3-4 смены. Времени на самом деле у ребят немного – в марте обучение заканчивается. Сейчас будущие операторы вовсю готовятся к предстоящим съемкам – идет активное распределение курса на съемочные группы, ведь в каждой смене кто-то выступит как оператор, кто-то как фокус-пуллер, кто-то как осветитель и т.д. Это, как нам кажется, в свою очередь станет примером настоящего творческого сотрудничества – столь важного на первой профессиональной съемке.
- Я благодарен Карену Георгиевичу Шахназарову, - подводит итог Владимир Климов. – И за прекрасную декорацию, и за первоклассное оборудование, и вообще за высокопрофессиональный подход. Наша задача заключалась в том, чтобы слушатели курса максимально ощутили себя в профессии оператора. И мы этого добились!
Справочная информация:
Курсы подготовки специалистов были открыты на «Мосфильме» в 2000-м году. Идея создания принадлежит генеральному директору Киноконцерна, кинорежиссеру Карену Шахназарову, который уделяет большое внимание учебному процессу и сам проводит творческие встречи со слушателями. За время существования курсов более двух тысяч человек получили киноспециальности, подавляющее большинство продолжают работу в кинематографе. Фамилии выпускников курсов «Мосфильма» можно увидеть в титрах художественных фильмов и сериалов рядом с фамилиями прославленных мастеров отечественного кино. Обучение на курсах – бесплатное. Важно! Информацию о новых наборах на курсы и специальностях ищите только на официальных медиа-ресурсах киноконцерна – на официальном сайте «Мосфильма» и онлайн-ресурсах киностудии («ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, YouTube).