Версия для слабовидящих
3

Курсы «Мосфильма»: мастер-классы от профессионалов киноиндустрии

Главы
29 июля 2024
Редакция новостей
2203

Мосфильмовские курсы подготовки специалистов выгодно отличаются от других образовательных проектов возможностью встреч с профессионалами кинематографа. Зачастую – абсолютно эксклюзивными. Так, слушатели курса «Второй режиссер» посетили студию Петра Горшенина FX DESIGN GROUP INT. – компанию, в творческом активе которой уже более восьми десятков кинокартин, известную своими уникальными разработками в области пластического грима, постановки спецэффектов, изготовлении аниматорнических муляжей и пр.


Как рассказал Mosfim.ru представитель студии Никита Абрамов, вот уже более 20-ти лет креативные разработки, неограниченная фантазия и мастерство специалистов FX DESIGN GROUP воплощают в жизнь самые смелые идеи российских кинематографистов. Одним из недавних проектов студии стала работа над приключенческим детективом Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырёх». По словам руководителя FX DESIGN GROUP Петра Горшенина, сценарий «Хитровки» понравился ему сразу. 1902 год – время, когда происходят события в фильме – по мнению художника по гриму, является одним из самых визуально ярких и насыщенных периодов истории России. В картине мастерам студии предстояло создать множество образов: это и беглые каторжники, и городовые-полицейские, и рыночные торговцы, бродяги, беспризорные и многие другие колоритные обитатели Хитровки. Мастера стремились к максимальной органике - каждый персонаж был сделан с учетом возможности съёмки на крупном плане.

«После прочтения сценария и встречи с режиссером, начинается работа над эскизами. Грим можно разделить на две составляющие: обычный грим – бороды, накладки, усы, бакендары, в общем, всё, что связано с «оволосением» персонажа; и пластический грим – начиная от шрамов каких-нибудь и заканчивая изменениями лица, антропологии. Пластический грим изготавливается из силикона – тут идут поиски, эксперименты. Важно, чтобы и актеру было удобно – он отвечает за внутреннее содержание образа, а художник по гриму – за внешнее, а вместе мы должны быть одной командой. Грим используется, чтобы помочь актёру сделать его персонаж более характерным. Ну а сами фактуры дают «правду жизни», - рассказал об основных этапах работы над образом Пётр Горшенин.
Работы по пластическому грим и связанные с ним спецэффекты в кино можно разделить на несколько основных блоков: собственно, грим и пластический грим, ранения, головы и тела, аниматроника («оживление» объекта с помощью роботизированных устройств), скульптуры, костюмы, муляжи животных, эскизы. Никита Абрамов продемонстрировал слушателям мосфильмовских курсов несколько работ студии из популярных кинофильмов – маски персонажей из фильмов «Вий.3D», «Мастер и Маргарита», «Тайна печати Дракона» и др. Одной из недавних работ студии стали «Бременские музыканты» - работа над созданием образов героев заняла у мастеров студии два месяца.
Будущих вторых режиссеров интересовали нюансы профессии художника по гриму. Никита Абрамов рассказал об аниматронических муляжах (аниматроники), которые бывают и очень сложными. К примеру, для картины «Мастер и Маргарита» (2005) был изготовлен аниматронический муляж «кот», который мог разговаривать – благодаря программе, заложенной в компьютер, повторяя человеческую артикуляцию. С помощью аниматроников студии FX DESIGN в кино появились несколько «младенцев» – по понятным причинам прибегать к «помощи» настоящих детей на съёмках не стали.
Также Никита Абрамов рассказал, что очень часто костюм с пластическим гримом сопровождается так называемым «дренажем» - актёры одевают специальное термобелье, которое позволяет поддерживать оптимальную температуру тела. Вопрос важный, так как очень часто съемка длится несколько часов. Например, Сергей Безруков, исполнивший главную роль в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» находился в гриме до 18-ти часов подряд, стойко перенося все неудобства. Но бывает и так, что с актёрами на площадке случаются обмороки – зачастую причиной тому является тепловой удар.
Затронули вопрос и о «профдеформации» художников по гриму. Например, часто ли мастера замечают в кадре огрехи и неточности своих коллег? Никита Абрамов рассказал, что такие моменты, профессионалам индустрии, конечно видны - причем, и в голливудских картинах тоже. В качестве примера, специалист привел такие картины как «Темные времена» - биографическая драма с Гари Олдманом, играющим Уинстона Черчиля; и байопик «Хичкок», где образ мастера саспенса на экране воплотил Энтони Хопкинс. В обоих фильмах мастерам по пластическому гриму пришлось изрядно потрудиться – и всё равно, по мнению российского специалиста, в этой работе зритель мог увидеть «швы».

Никита Абрамов и слушатели курсов «Мосфильма»

Также Никита Абрамов подробно рассказал о том, как изготавливаются костюмы маски для дублеров – обычно они в мельчайших подробностях повторяют образ актера. Такой подход соблюдается и в том случае, если дублеров несколько.
Сегодня опыт работы студии Петра Горшенина FX DESIGN GROUP INT. востребован и на международном уровне. Компания задействована в двух китайских кинопроектах. В 2018 году мастера студии работали над образом главной героини индонезийского фильма «Суззанна: Похороненная заживо». Фильм-байопик был посвящён памяти королевы индонезийского хоррора, актрисе Суззанне. По архивным фотографиям легендарной артистки, к тому моменту уже ушедшей из жизни, мастерами FX DESIGN был создан пластический грим для современной актрисы, исполнившей главную роль.

Аниматроника (аниматронические муляжи) – это роботизированные устройства, которые помогают «оживить» различные объекты

Сам Пётр Горшенин характеризует свою профессию как «очень тонкую, глубокую и даже философскую». Ведь пластический грим дарит кинематографистам возможность воплощать нереальные образы и неузнаваемо менять облик актёра, визуализировать на экране самые, казалось бы, фантастические идеи сценаристов.