Версия для слабовидящих
3

Курсы «Мосфильма»: мастер-класс Александра Бородянского

Главы
10 января 2025
Редакция новостей
261
Советский и российский сценарист, режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств РФ Александр Бородянский встретился со слушателями курсов по специальностям «Второй оператор» и «Инженер кинопроизводства».

Александра Бородянского с полным правом можно назвать мэтром отечественного кинематографа. Из-под пера известного кинодраматурга, отметившего в прошлом году своё 80-летие, вышло более семи десятков сценариев (большая часть экранизирована). Особое место в творческом багаже автора занимают сценарии фильмов, написанные в соавторстве с кинорежиссером Кареном Шахназаровым - их тандем сложился на сценарии фильма «Дамы приглашают кавалеров», дальше были «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Город Зеро», «Сны», «Американская дочь», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Белый Тигр» и другие. Об истории создания этих картин и сценариев к ним Александр Бородянский рассказал подробно – со свойственным ему юмором, особо останавливаясь на подчас неочевидных и малоизвестных деталях, которые могут быть не только интересны, но и полезны будущим специалистам киноиндустрии.

Своего творческого кредо «Сценарист должен знать тему досконально!» Александр Бородянский придерживается с самого начала творческого пути - от суперуспешного дебютного «Афони» (1975), поставленного Георгием Данелией, до картин и сериалов последних лет. В творчестве кинодраматург руководствуется «методом айсберга» Эрнеста Хемингуэя — «Семь восьмых его скрыто под водой, и только восьмая часть — на виду», поэтому всегда старается досконально изучить своего героя.

«Конечно, когда я пишу сценарий, я «живу» этим материалом – в какой-то мере сам становлюсь персонажем. Это происходит не всегда, но почти всегда! Когда я писал «Афоню» - сам был Афанасием Борщовым. Когда мы с Кареном Георгиевичем писали «Курьера», я был Иваном. Когда работали над «Цареубийцей» - я в какой-то мере был Яковом Юровским, стрелявшим в царя. Но при этом был и Николаем Вторым, и психиатром Смирновым, которых играл Олег Янковский!» - рассказал Александр Бородянский.
Трижды фильмы, созданные по сценариям Александра Бородянского и Карена Шахназарова, выдвигались на «Оскар» в номинации лучший фильм на иностранном языке: «Город Зеро» — от СССР в 1989 году, «Палата № 6» и «Белый тигр» — от России в 2009 и 2012 годах. В копилке многолетних соавторов немало призов самых престижных мировых кинофестивалей. Однако, по признанию кинодраматурга, номинации и награды никогда не являлись для него самоцелью. Главным всегда оставался сам кинематограф и реакция зрителей.
«Я никогда не думаю о критиках. Для меня их просто не существует! А вот зрительская реакция важна. Кто-то снимает для зарубежных фестивалей, кто-то для Государственной премии, иные для родственников, или просто, как говорится, «для души», но это не мой подход. Кино должно нравиться, прежде всего, мне самому. А в конечном итоге и зрителю, простому человеку, для которого оно и снимается. Зритель и время – вот самые справедливые судьи», - отметил Александр Бородянский.
Александр Бородянский признался, что никогда не создает образы «хороших» или «плохих» людей. Основа его подхода – сделать героя интересным для зрителя. Как и само действие, разворачивающееся в фильме. Истинное искусство, по Александру Бородянскому не может быть «хуже» или «лучше» - к настоящим художникам подобные критерии неприменимы. В качестве примера, Александр Бородянский привёл двух режиссеров – Ингмара Бергмана и Федерико Феллини. Фильмы первого, по признанию кинодраматурга, оставляют его равнодушным - в отличие от картин великого итальянца. При этом личные предпочтения никак не отменяют статуса обоих режиссеров, признанных величайшими мастерами.
Будущим кинематографистам Александр Бородянский пожелал избегать шаблонов и готовых решений, коими изобилует современный кинематограф, причем не только российский. Изучать работы классиков, но не догматизировать открытия предыдущих поколений, избегать тривиальности – заниматься действительно большими, достойными художественного осмысления темами.
«В современном учебнике по кинодраматургии, например, например, написано, что обязательно должны быть и протагонист и антагонист. Но где, допустим, антагонист в «Афоне»? Или в «Дне полнолуния»? Разве от несоблюдения этого «правила» эти фильмы стали хуже? А вот в «Инспекторе ГАИ» есть явно выраженные и протагонист, и антагонист! Или так называемая «арка персонажа»… Считается, что персонаж по сюжету непременно должен «измениться». А я считаю, что люди не меняются! Понимаете? Люди проявляются в различных обстоятельствах! Что Иван Мирошников изменился к концу фильма «Курьер»? Стал другим? У меня ни одного из героев характер не менялся. Не надо зацикливаться на готовых схемах!» - отметил Александр Бородянский.
В ходе почти трехчасовой встречи участники мастер-класса смогли задать Александру Бородянскому более двух десятков самых разных вопросов, касающихся как сценарного мастерства, так и кинопроизводства в целом. Обсудили и проекты, которые в силу различных причин не состоялись – возможные продолжения картин «Мы из джаза» и «Курьер» и др. Любая встреча слушателей курсов с Александром Эммануиловичем всегда превращается в увлекательную и содержательную беседу, по итогам которой каждый может вынести для себя что-то совершенно особенное – как в профессиональном, так и в личном плане.