Версия для слабовидящих
3

Курсы «Мосфильма»: дипломы выпускникам и старт нового обучения

06 апреля 2023
Редакция новостей
193

5 апреля состоялось торжественное вручение дипломов слушателям курса «Инженер кинопроизводства». Параллельно в начале месяца началось обучение новой группы по специальности «Ассистент режиссёра по актёрам». Об итогах и перспективах насыщенной учебной весны на «Мосфильме» - в нашем материале.


КУРС «ИНЖЕНЕР КИНОПРОИЗВОДСТВА»


В марте обучение на курсах «Мосфильма» завершили слушатели специальности «Инженер кинопроизводства». Четырёхмесячный профиль профессиональной подготовки был достаточно обширным: звуковое, съёмочное и световое оборудование, системы хранения данных, сети, микрофоны, теория цвета и многое другое. Соответственно, за время обучения слушатели курса осваивали азы профессии инженера перезаписи; техническое обслуживание речевых и шумовых студий; специальности, востребованные в ПК «Телекино» (сканирование, реставрация пленки и пр.) Месяц производственный практики в производственных цехах киностудии и вот – долгожданное вручение дипломов!


Инженеры 3.jpg
Выпуск курса "Инженер кинопроизводства"


Выпускников курсов поздравил главный инженер «Мосфильма» Алексей Сеньковский:

«Для меня это волнительный момент, важная миссия. Во-первых, я делаю это впервые, а во-вторых - я сам выпускник курсов «Мосфильма» и заново проживаю с вами этот торжественный день. За время обучения вы прошли короткий, но яркий и насыщенный путь, который позволил вам достаточно глубоко погрузиться в кинопроизводство. Карен Георгиевич Шахназаров, по чьей инициативе были основаны наши курсы, как никто другой понимает важность задачи воспитания и подготовки кадров для российского кино. Поэтому преподавательский состав и программа бесплатных курсов - уникальны для каждого направления! Уверен, что вы с особой теплотой будете вспоминать время учёбы, а приобретенные профессиональные навыки помогут вам в будущем, ведь вы уже работаете в подразделениях, где проходили практику. Желаю вам никогда не останавливаться в профессиональном росте, не бояться трудностей и пусть этот диплом станет для вас ключом, который откроет новую дверь вашей жизни! Поздравляем!»


Обучение специалистов проходило с ноября 2022-го по март 2023-года. Куратором курса выступил инженер-технолог службы главного инженера «Мосфильма» Глеб Кириченок. По итогам трое из пяти выпускников курса «Инженер кинопроизводства» трудоустроены в производственные цеха «Мосфильма» - ПК «Тонстудия» (инженеры речевых и шумовых ателье) и ПК «Телекино и компьютерная графика». Ещё один выпускник продолжит свою профессиональную деятельность в компании «Мосфильм-Мастер» - студии дубляжа, озвучивания и постпродакшн.


Инженеры 1.jpg


«Учиться было интересно – курс лекций от именитых преподавателей, практика непосредственно на производстве. Одно дело – просто прочитать, совсем другое – донести информацию так, чтобы она усвоилась. Понравился сам принцип организации курсов – оптимально по времени и содержанию», - отметил выпускник курсов Владислав Некрасов.


«Курс расширил базовые знания, познакомил с «кухней» кинопроизводства – бесценный опыт. Подробно изучили оборудование, полученные знания применяем уже непосредственно в работе. Понятно, что нужно совершенствоваться, но главные вещи преподавали в нас заложили», - рассказал выпускник курсов Леонид Мокринский.


«Мосфильм» желает своим новым сотрудникам состояться в профессии, стать высококвалифицированными специалистами в индустрии кино!


КУРС «АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА ПО АКТЁРАМ»


В апреле на «Мосфильме» стартовал новый учебный курс – «Ассистент режиссера по актёрам». Ассистент режиссера по актёрам – одна ключевых позиций на съемочной площадке. Именно этот человек отвечает за встречу прибывающих актёров, их размещение, подготовку к съемкам, обеспечение комфортного пребывания на площадке и пр. По итогам собеседований в группу было зачислено одиннадцать слушателей.


Мастером курса выступает Татьяна Конышева – одна из наиболее востребованных кастинг-директоров российской киноиндустрии. В профессии Татьяна Анатольевна с начала 2000-х годов – за это время успела успешно поработать с самыми крупными режиссерами и продюсерами отечественного кинематографа (Star media, ArtPictures, МАРС-фильм, ВГИК-Дебют, «Вертикаль» и мн. другие). В её фильмографии – десятки самых разножанровых картин и сериалов.


5-5.jpg
Татьяна Конышева в учебном классе


Mosfilm.ru: Татьяна Анатольевна, учитывая ваш большой опыт работы в кино, как Вы формулируете главную задачу курса? Условно, чему хотите научить?

Татьяна Конышева: Прежде всего, для меня большая честь и ответственность быть мастером этого курса. Сам факт, что меня пригласили на курсы «Мосфильма» поделиться опытом – бесценен! Я сама мысленно встаю на место этих молодых людей и думаю: «Если бы мне двадцать лет назад выпал шанс обучения на подобных курсах – я бы была на седьмом небе от счастья!» Учиться на «Мосфильме», ходить на лекции к преподавателям-мэтрам отечественного кинематографа – это потрясающе! Первое, что я сделала: рассказала о подводных камнях и сложностях нашей непростой профессии – об отсутствии стабильной занятости, о многочасовых переработках, о невысоких доходах, особенно в начале пути и многим другом. Твоё это призвание или совсем не твоё - важно понимать это с самого начала, поэтому у нас состоялся откровенный разговор. А цель, наверное, заключается в том, чтобы поделиться тем, что я сама считаю главным в профессии. При всем уважении к огромному коллективу, который вовлечён в съёмочный процесс, для меня актёр всё же - главная фигура на площадке. Это звено, которое невозможно заменить! Если в кадре нет актёра – группа может разъезжаться по домам. Отсюда и отношение к собственной профессии. Этому отношению и хочется научить, привить ребятам понимание того, что ассистент по актёрам – это не просто работа с вызывным листом или выполнение каких-то просьб, а серьёзное и ответственное дело, от которого во многом зависит успех фильма. Кроме того, моя задача погрузить ребят в азы профессии кастинг-директора.


- По каким критериям был сделан выбор в пользу того или иного слушателя? Вероятно, на данном этапе важный показатель - это личная коммуникабельность?

- С руководителем курсов Марией Витальевной Гузановой мы внимательно изучили огромный поток писем от соискателей, отобрали наиболее подходящие, на наш взгляд, кандидатуры. Затем было собеседование с участием комиссии «Мосфильма» - это были уже коллективные решения. Вы знаете о строгих требованиях – четыре месяца слушатели курсов обучаются очно с 10-ти до 18-ти часов, это не всем подходит. Проживание, материальные расходы на данный период – для иногородних претендентов это тоже дополнительная сложность. Совмещать учёбу с работой – также проблематично. Тут должны были сойтись несколько факторов – наличие времени, финансовых возможностей на время учёбы (совмещать с работой не получится), дисциплина, и главное - желание и готовность учиться серьёзно, с полной ответственностью. В итоге на курсе у нас - два молодых человека и девять девушек. Очень любознательные, задают множество вопросов.


- А бывает такое, что на курсы стремятся с установкой «лишь бы попасть на «Мосфильм», а там видно будет…»?

- Да, но это сразу видно на собеседовании. Пришла, к примеру, к нам одна девушка – всё время говорила про актёрскую профессию: «Я два раз поступала… Может быть, я у вас сейчас поучусь, а дальше видно будет…» Сразу видно – у неё другие задачи!


- Откуда сегодня российская киноиндустрия черпает кадры для работы ассистентами по актёрам? Какое место здесь занимает «Мосфильм»?

- Я лично знаю многих кастинг-директоров, закончивших мосфильмовские курсы и успешно работающих в кино. Например, Ирина Лаврентьева – мы с ней вместе работали на нескольких проектах. Назвать точное число специалистов-выпускников «Мосфильма», работающих именно ассистентами, я не смогу. Просто в силу специфики своей работы – я занимаюсь кастингом, в группах после запуска картины бываю редко. Вероятно, процент таких выпускников приличный. Хочу сказать о другом – бывает обидно, когда видишь на площадке людей, попавших в профессию случайно. Понятно: позвали «по знакомству», внешне же вроде бы ничего сложного. Но заканчивается это печально. Доводилось видеть, как на площадку приезжает народный артист и просто не знает, куда ему идти, так как ассистент по актёрам в это время занята разговорами с осветителем. Для меня это неприемлемо! Если артист опаздывает – виноват ассистент, если артист плохо знает текст – виноват ассистент, если у артиста плохое настроение – виноват ассистент. В общем, ассистент виноват во всём! Ведь его непрофессионализм, в конечном счёте, может негативно повлиять на тайминг съёмочного дня. А вы представьте: приезжает артист, его встречают с улыбкой, хорошим настроением, он знает куда ему идти, что делать. Он понимает, что его здесь ждут! Он входит в кадр подготовленным – всё, процесс пошёл!


- Откуда у Вас такое трепетное отношение к своей профессии?

- От моего преподавателя Валентины Петровны Николаенко. Отношение к профессии, ответственность у меня – от неё. Первое образование у меня музыкальное. Я закончила Московский государственный институт культуры. А в кино оказалась в 35 лет – как актриса эпизода – пассажир электрички с баяном. Во многом, это было стечение обстоятельств. После -меня пригласили работать ассистентом режиссера по актёрам. Сразу влюбилась в атмосферу на съемочной площадке. В профессии уже более двадцати лет.


- Татьяна Анатольевна, сформулируйте профессиональное кредо ассистента режиссера по актёрам?

- Помимо того, что нужно любить саму жизнь, любить людей, быть позитивным человеком, оптимистом – ассистент по актёрам должен уметь контролировать своё настроение. Съёмки - это сложный, порой изматывающий процесс. Случается всякое, но ассистент по актёрам всегда должен сохранять отличное настроение! У него должен быть внутренний стержень – организованность, ответственность, дисциплина. Понимание цели и собственного предназначения.


6-6.jpg


Учебный курс «Ассистент режиссёра по актёрам» продлится четыре месяца. Помимо лекций и практических занятий с Мастером, слушателям курса одновременно читается множество не менее важных дисциплин: «История мирового киноискусства», «История изобразительного искусства», курс по истории кино с просмотром знаковых картин отечественного кинематографа и многое другое. По окончанию теоретического курса все учащиеся сдают экзамен, который принимает специальная комиссия «Мосфильма». Далее - месяц производственной практики в кинокомпаниях и съемочных группах. По её завершению всем слушателям будут вручены дипломы выпускников курсов «Мосфильма».


Информацию о наборах на курсы и специальностях ищите только на официальных медиа-ресурсах киноконцерна – на официальном сайте «Мосфильма» и онлайн-ресурсах киностудии («ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, YouTube).


Справочная информация:


Курсы подготовки специалистов были открыты на «Мосфильме» в 2000-м году. Идея создания принадлежит генеральному директору Киноконцерна, кинорежиссеру Карену Шахназарову, который уделяет большое внимание учебному процессу и сам проводит творческие встречи со слушателями. За время существования курсов более двух тысяч человек получили киноспециальности, подавляющее большинство продолжают работу в кинематографе. Фамилии выпускников курсов «Мосфильма» можно увидеть в титрах художественных фильмов и сериалов рядом с фамилиями прославленных мастеров отечественного кино. Обучение на курсах – бесплатное.