Специалисты «Мосфильма» провели покадровую цифровую реставрацию изображения и звука советского художественного фильма «Крылья» (1966). Драма о прошедшей войну женщине, которая пытается приспособиться к мирной жизни, стала второй полнометражной картиной режиссера Ларисы Шепитько. С 19:00 (мск) 26 апреля лента доступна для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма».
Жанр: драма
Режиссёр: Лариса Шепитько
Авторы сценария: Валентин Ежов, Наталья Рязанцева
В главных ролях: Майя Булгакова, Жанна Болотова
Оператор: Игорь Слабневич
Композитор: Роман Леденёв
Длительность: 85 мин.
СЮЖЕТ
Надежда Петрухина — бывшая боевая летчица, которая в послевоенные годы работает директором училища. Рядовые события — попытка наставить на путь истинный неблагополучного подростка и знакомство с женихом дочери — усугубляют душевный кризис героини, которая не может забыть о своих военных подвигах и мечтает вернуться в небо.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
«Крылья» стали второй полнометражной работой режиссера Ларисы Шепитько. Сценарий фильма был написан силами творческого тандема опытного сценариста Валентина Ежова («Баллада о солдате», «Тридцать три») и Натальи Рязанцевой, на тот момент являвшейся дебютанткой.
СЪЕМКИ
Павильонные съемки проходили на «Мосфильме», натурные - на Юге России и в Крыму (Севастополь, Чуфут-Кале, Бахчисарай). В эпизодах были задействованы летчики Центрального аэроклуба им. Чкалова и 1-го московского аэроклуба.
«Наш фильм расскажет от трех днях жизни Надежды Петрухиной, сорокалетней женщины, бывшей военной летчицы. В нашей героине как бы живут два человека. Один из них – юный, непосредственный, в чем-то даже наивный, увлекающийся, радостно воспринимающий жизнь. Второй – суровый, излишне уверенный в себе, в своей непогрешимости, привыкший решать многие вопросы лишь собственным умом. В этом конфликте с собой побеждают юношеская чистота, воля, нерастраченное творческое богатство. Мне хочется решить круг этих проблем в жанре фильма-исследования. А жанр этот – новый, необычный для меня. Поэтому в работе над картиной предстоит большой поиск, многие трудности. Сложность заключается в том, что мы стремимся подробно исследовать характер человека. Но это не холодный бесстрастный анализ, а борьба за человека, утверждение его прав на место в жизни», - признавалась Лариса Шепитько газете «Московская правда» в апреле 1966 года.
ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ
15 августа 1966 года фильм вышел в прокат и имел большой успех. Зрителей особенно впечатлила игра Майи Булгаковой, которая в 1966 году была признана лучшей актрисой года. Благосклонно отнеслась к картине и советская пресса.
«Иные из сцен фильма вправе занять место в кинематографической антологии больших удач. Режиссер Лариса Шепитько свободно владеет особенностями современного языка кино, вновь открытыми выразительными средствами. Среди них – принципом «сжатого времени». Благодаря этому в фильме прошлое эмоционально и органично совмещено с настоящим.
Майя Булгакова – исполнительница главной роли – живет жизнью своей героини во всей полноте ее внутреннего мира, со всей правдой, страстью, самоотдачей. Это удивительно сильное исполнение, полное вдохновения и душевного трепета…
Помог фильму оператор И. Слабневич – он понял режиссерский замысел и в своей области сообщил ему отчетливое воплощение. И, разумеется, заслуживает доброго слова труд авторов сценария – В. Ежова и Н. Рязанцевой.
«Крылья» - смелое, своеобразное произведение. Мысли об одном из явления нашей современности выражены в фильме не иллюстративной фабулой, а правдиво изображенной картиной жизни и резко очерченным характером героини», - А. Мачерет, «Известия, 6 августа, 1966 г.
«В фильме «Крылья» - живые, наполненные живой кровью, родные художнику люди. И эта близость к героям, и эта боль за них в сочетании с острой, подчас жестокой правдой высекают в зрителе искру сочувствия и понимания, дают тот эффект настоящего горячего искусства, которое всегда за человека. Вот почему я говорю о большой, гуманистической, нравственной идее картины…», О. Кучкина, «Комсомольская правда», 21 декабря, 1966 г.
«Крылья» по праву можно назвать фильмом Майи Булгаковой: то, что делает на экране актриса – по прежним фильмам многими из нас даже не замеченная, - удивительно. Один только раз мы взглянули на ее героиню, и уже, не отрываясь, ловим тонкую смену выражений ее то строгого, то грустного, порой очень непривлекательного, а то вдруг странно похорошевшего лица. Фильм снят строго и резко. Временами кажется чересчур резко. Он не предлагает зрителю размышлять, а требует этого», - Г. Соколова, «Алтайская правда», 5 июня, 1966 г.
РЕСТАВРАЦИЯ
Покадровую реставрацию изображения и звука выполнили специалисты ПК «Телекино». Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.
Кадр до реставрации
Кадр после реставрации
Кадр до реставрации
Кадр после реставрации