Версия для слабовидящих
3

«Корона Российской империи, или Снова неуловимые»: премьера в новом качестве изображения и звука

30 июня 2023
Редакция новостей
935

Специалисты «Мосфильма» провели цифровую реставрацию советского двухсерийного приключенческого фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые». Последняя картина трилогии о Неуловимых мстителях была поставлена на «Мосфильме» в 1971 году режиссёром Эдмондом Кеосаяном. С 19 -00 (мск) 30 июня лента доступна для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Подробнее – в материале Mosfilm.ru


«Корона Российской империи, или Снова неуловимые». «Мосфильм», Экспериментальное Творческое Объединение, 1971 г.


IMG_3104 copy.jpg
Оригинальный плакат фильма - 1971 г. (Мосфильм-Инфо)

Жанр:   приключения, исторический фильм, боевик

Режиссёр: Эдмонд Кеосаян

Авторы сценария: Эдмонд Кеосаян, Александр Червинский

В главных ролях: Михаил Метёлкин, Виктор Косых, Василий Васильев, Валентина Курдюкова, Армен Джигарханян, Владимир Ивашов, Ефим Копелян и др.

Оператор: Михаил Ардабьевский

Композитор: Ян Френкель

Длительность: 134 мин

Язык: русский


СЮЖЕТ


Заключительная часть кинотрилогии о подвигах и приключениях Неуловимых мстителей, юных советских разведчиков, победоносно сражавшихся с врагами Революции. Повзрослевшие герои ленты - Ксанка, Валерка, Данька и Яшка – служат в ОГПУ и получают новое задание: сорвать коварные замыслы белоэмигрантов и вернуть Советской Республике похищенную историческую реликвию - корону Российской империи.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ


Оглушительный зрительский успех двух первых частей «Неуловимых мстителей», кассовые сборы и положительные отзывы критиков вдохновили режиссера Эдмона Кеосаяна сесть за сценарий третьей части. Постоянный соавтор Кеосаяна — Антон Макаров — работать над продолжением отказался. Заключительный фильм трилогии вместе с режиссером «дописывал» молодой сценарист Александр Червинский, фактически дебютант, отметившийся ранее лишь в малоизвестной картине «Таинственная стена».


По воспоминаниям режиссера, изучая архивные документы тех лет, соавторы натолкнулись на письменное указание Владимира Ленина Дзержинскому об организации в Колонном зале Дома союзов выставки уникальных драгоценностей царского дома Романовых. Таким образом, руководители Советской России хотели опровергнуть статьи белоэмигрантской прессы, в которых большевиков активно обвиняли в «разбазаривании» царских драгоценностей, имевших большую историческую ценность. Так родилась главная сюжетная линия: органами ОГПУ раскрыт белогвардейский заговор, целью которого являлось похищение из Кремля царской короны. Хотя заговорщикам посчастливилось похитить корону, вывезти ее за границу не удалось…


104.jpg
На съемках фильма - 1970 г.


В целом сценарий Коллегией главного управления художественной кинематографии был одобрен, хотя некоторые вещи по ее настоянию создателям фильма пришлось убрать. Выкинули эпизод с коронацией в Парижском соборе, сцену с конкурирующими императорами и Валеркой в роли «претендента» на русский престол («Выглядит буффонадой, сочинена с перехлестом, что выпадает из жанра вещи» - прим. в заключении Коллегии), эпизод с уголовником Жорой, который привлекает одесситов на помощь ЧК.


Приступая к съемкам, Эдмонд Кеосаян во всех интервью подчеркивал – этот фильм станет для четвёрки Неуловимых заключительным:


«Мы видели, что в первой серии нам не все удалось охватить по жанру, хотя и много получилось. Во второй серии нужно было избавиться от бытовых сцен и ситуаций, чуждых приключенческому жанру. Но, оканчивая вторую серию, мы четко представляли, что будет третья. Нельзя было оставлять героев в условиях гражданской войны, где они действовали стихийно, попадали в случайные перипетии, хотя и выходили из них победителями. Нужно было показать их сознательно действующими в условиях мирного времени… Третьим фильмом я закончу трилогию, где четверо ребят уже повзрослели. У них окончательно сформировались характеры. Это сознательные граждане Советской страны и умело действующие бойцы. Я их оставляю спокойно: такие не подведут ни в труде, ни в бою…» («Советский фильм», 26 марта 1970 г.)

Кроме того, с момента выхода первой серии «Неуловимых» прошло пять лет, и герои сильно изменились внешне - исполнительница роли Ксанки Валентина Курдюкова и вовсе превратилась в молодую женщину, хотя в первых сериях ее одевали «под мальчишку».


СЪЕМКИ


Основные съемки картины проходили в Москве, Таллине и Одессе. По сюжету часть событий разворачивается в Париже. Улицы французской столицы собирались снимать в столице СССР – к съемкам предполагалось «загримировать» одну из центральных улиц Москвы. Однако Моссовет разрешения съемочной группе не выдал – пришлось искать подходящую натуру в Таллине. Съемки там стартовали 22 августа 1970 года и продолжались до 12 сентября. Были сняты, в частности, эпизоды: Данька попадает под автомобиль; побег Кудасова и погоня за ним по крышам; ранение полковника и др. Эпизоды на Эйфелевой башне снимали тоже не в Париже, а в деревне Гладышево, где построили большой деревянный макет.


012.jpg
Армен Джигарханян в роли бывшего штабс-капитана Овечкина


Музей, из которого бывший штабс-капитан Овечкин в исполнении Армена Джигарханяна похищает корону, на самом деле ненастоящий. В залах можно увидеть знаменитую «Троицу» Андрея Рублева, которая долгое время хранилась в Третьяковской галерее), картины из Эрмитажа – например, «Флора» и «Даная» Рембрандта, «Персей и Андромеда» Рубенса. Всё дело в том, что съемочная группа Кеосаяна удачно воспользовалась предыдущими декорациями, построенными на «Мосфильме» для картин «Возвращение «Святого Луки» и «Старики-разбойники». «Парижский ресторан» также был создан в одном из павильонов «Мосфильма».


Эпизоды на теплоходе «Глория» снимались на лайнере «Грузия», его капитан даже сыграл роль капитана теплохода. Актриса Валентина Курдюкова вспоминала, что пережила немало тревожных минут на съемках эпизода, когда ей необходимо было несколько дублей держаться за якорь, находившийся под водой.


087Гурченко.jpg
Людмила Гурченко в роли шансонетки


Украшением фильма вновь стала музыка Яна Френкеля, написавшего для предыдущих серий знаменитую «Погоню», романс «Русское поле» и куплеты Бубы Касторского. Для «Короны» композитор сочинил куплеты шансонетки «Увозил меня полковник…» в исполнении Людмилы Гурченко и еще несколько песен, а также сыграл небольшую роль - гарсона Луи-Леонида, бывшего скрипача из ресторана «Паласъ».


095Френкель.jpg
Композитор Ян Френкель в эпизодической роли


Отдельным «героем» фильма стала сама Большая императорская корона. Ценный музейный экспонат съемочной группе, конечно, не выдали – специалисты киностудии изготовили точную копию из Богемского стекла вместо бриллиантов. Настоящая корона украшена 4 936 бриллиантами, оправленными в серебро, 75 жемчужинами и редким камнем — красной шпинелью. Кстати, несколько бриллиантов с Большой императорской короны в 1919 году были проданы большевиками за 20 тыс. долларов и находились в Дублине до 1949 года, пока СССР за ту же сумму не выкупил их обратно на торгах аукциона Кристис. Сейчас восстановленная Большая императорская корона хранится в Алмазном фонде, а её кинокопия – в музее «Мосфильма».


IMG_0168.JPG
Копия Большой императорской короны в музее "Мосфильма" 


ПРЕМЬЕРА, ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ И ЗРИТЕЛЕЙ


Премьера фильма состоялась 14 декабря 1971 года. Вышедшая в общесоюзный прокат «Корона Российской империи…» немедленно подверглась остракизму критики.


«Драматургия фильма строится как цепь трюков, не связанных ограничениями здравого смысла и логики. Если, скажем, идет драка в кабаке, то для авторов уже не важно, из-за чего она идет – важно, чтобы было позанятнее и посмешнее, чтобы прошибали головами стенку бара, чтобы стреляли из рогатки кому-то в глаз и чтобы кто-то, обрушив перила, плюхался вниз с балкона…» - Липков А. Вместо героики / «Правда».- 26 декабря 1971 г.


«Режиссер Э.Кеосаян (в фильме он исполняет роль антрепренера) вместе с группой наездников-эквилибристов, видимо, чувствовал себя обреченным на успех. Потому не сильно утруждал себя на этот раз художественными решениями, ограничившись монтажом кинотрюков и эстрадных номеров. «Неуловимые» щедро демонстрируют приемы верховой езды, примеры быстрой пальбы. Они дают гастроли…» - Богомолов Ю. Почем корона? / «Советский экран».- 1972.- №2


«Вообще-то приходится отметить, что в последнее время так называемые «детективы из истории революции» все чаще происходят в кабаках. Вероятно, этому способствовала окончательная победа цветного кино. В связи с этой сокрушительной победой следует, наконец, пересмотреть кое-какие теоретические аспекты и признать, что канкан сыграл, вернее сказать, станцевал не последнюю роль в деле распространения передовых мыслей. Нам показывают фильмы, где белые контрразведчики путаются среди юбок шансонеток в поисках опасных революционеров, а в цыганских гитарах оказываются не только пулеметы, но и прокламации», - Лиходеев Л. Неутомимые неуловимые / «Искусство кино.- 1972.- №2



015.jpg
Фильм, как и предыдущие две части, наполнен головокружительными трюками


Согласно опросу кинокритиков, проведённому газетой «Советская культура», фильм был назван одним из худших, вышедших в прокат в 1971 году. Но массовый зритель с такой оценкой не согласился. В 1972 году «Корона Российской империи…» завоевала почётное третье место по количеству проданных в кинотеатры билетов, пропустив вперед только ленты «А зори здесь тихие» и «Джентльмены удачи». Картина до сих пор любима многими поколениями зрителей самых разных поколений.


РЕСТАВРАЦИЯ


Покадровую реставрацию изображения и звука фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» в течение трех месяцев выполнили специалисты ПК «Телекино»: реставратор – Марина Алексахина; сканирование - Евгений Верлочёв; цветокоррекция – Ирина Агафонова; звук – Игорь Валиев.


1.23.1_1.23.1.jpg
Кадр до реставрации

2.23.1_2.23.1.jpg
Кадр после реставрации


Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.


1.264.1_1.264.1.jpg
Кадр до реставрации

2.138.1_2.138.1.jpg
Кадр после реставрации


К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 -00 (мск) 30 июня фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Делитесь своими впечатлениями и оставляйте комментарии! Напомним, что ранее специалисты отреставрировали картины "Неуловимые мстители" (1966) и "Новые приключения неуловимых" (1968) - таким образом, вся трилогия доступна для просмотра в современном качестве изображения и звука!


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в партнерстве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023-м году в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики - разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971), кинороман «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970), приключенческий фильм «Новые приключения неуловимых» (реж. Э. Кеосаян, 1968), комедию «Ты – мне, я - тебе» (реж. А. Серый, 1977).


Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).


В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.

Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.