Один из самых востребованных композиторов в современном кино, автор музыки к таким фильмам как «Обитаемый остров», «Белый тигр», «Анна Каренина. История Вронского», «Батальон», «Русская игра», «Время первых», «Ночной Дозор», сериалов «Пепел», «Примадонна», «Наваждение», «Клетка», «Хождение по мукам», «Анна Каренина», лауреат нескольких премий «Золотой орел», член Союза композиторов СССР, член Союза кинематографистов России, куратор и преподаватель программы «Композитор кино» в Московской школе кино – Юрий Анатольевич Потеенко, на днях завершил запись музыки к фильму с рабочим названием «ФАУ. Побег из ада» (совместное производство: Базелевс, Военфильм, МТС Медиа). Для записи музыки был приглашён Хор Капеллы России имени А.А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка и сборный (сессионный) оркестр музыкантов.
Картина режиссёров Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова расскажет о подвиге советского лётчика Михаила Девятаева, совершившего побег из концлагеря и переправившего в СССР важную информацию о разработках баллистической ракеты Фау-2.
- Юрий Анатольевич, над чем Вы сейчас работаете?
- Мы работаем сейчас над записью музыки в картине «ФАУ. Побег из ада» компании «Базелевс». Это большое полнометражное кино, которое основано на реальных событиях, имевших место в годы Великой Отечественной войны. Это известная история, которую люди моего поколения знают очень хорошо, а нынешняя молодёжь – плохо, о лётчике Девятаеве, который вместе с командой других заключенных бежал из немецкого плена, угнав немецкий самолёт «Хенкель». И, самое главное, что он смог передать очень ценные сведения командованию по расположению завода по производству баллистического оружия. Судьба этого человека очень сложна, в течение двенадцати – тринадцати лет его личность проверялась на «соответствие всем нормам», потому что никто не мог поверить, что человек без специальной подготовки смог угнать такого класса самолёт, который считался не возможным для управления новичком. Но этот лётчик смог. Это такая очень живая, большая, настоящая история про настоящих людей, с настоящим духом – человеческая, глубокая, драматичная, ну и в каком-то смысле победоносная.
- Такая патриотическая тема?
- Ну, Вы знаете, настолько часто сейчас используют слово «патриотическая», что никто не знает, что за этими словами стоит. Это картина о настоящих людях с большой силой воли, с большим чувством, с пониманием своей роли в этом мире, со своей шкалой ценностей. Мне, как человеку старшего поколения, это понятно и близко.
- Кто участвует сегодня в записи музыки?
- Сегодня у нас третья, и последняя, смена записи музыки к этой картине. Мы записываем оркестр и хор. Хор у нас представлен коллективом мужского хора Капеллы имени Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка. И у нас – сессионный оркестр, это оркестр, который собирается для записи музыки, то есть собранный оркестр из лучших, с моей точки зрения, музыкантов. На мне лежит ответственность записи и воплощения творческих замыслов, и я формирую группу, которая способна выполнить творческие задачи в определённо поставленное время и с определённым уровнем качества. У нас картина, которая требует большого оркестрового звучания, по крайней мере - это наша общая позиция вместе с продюсером.
- Расскажите, пожалуйста, о функциях оркестра и синтетических звуков в кино?
- И оркестр и синтетические звуки дают определенную выразительность музыке. Все они удачно совмещаются и создают общую картину.
- Как Вы относитесь к использованию контрапунктов в музыке, когда, например, на экране интенсивное действие сопровождается музыкальным лирическим фоном?
- Всё кино строится на контрапункте, музыка никогда не следует непосредственно за движением сюжета - музыка остаётся чаще всего с героями. И если музыка остаётся с героями, и герой в этот момент думает, то нам всё равно, что вокруг происходит – мы заняты теми мыслями, которые переполнят в этот момент героя. Каковы задачи – таковы и решения этих задач. А задачи все ставит режиссёр.
- Может ли киномузыка стать самодостаточной?
- Музыка как явление всегда самодостаточна. Киномузыка пишется для того, чтобы быть органичной и иметь свое место в изобразительном ряде. Возможно её потом будут слушать отдельно, это зависит, наверное, от мастерства композитора - если он создаст такую музыку, которую можно будет слушать без фильма. Если она будет иметь свою ценность и свой уровень выразительности, то это заслуга композитора.
- Вы работали с Тимуром Бекмамбетовым в жанре фэнатзи? Страшно ли окунаться в мир мистики?
- Да нет – это же мир творческих фантазий. Страшно ли окунаться в мир фантазий? Конечно, нет. Интересно скорее.
- Расскажите, пожалуйста, о работе с Кареном Георгиевичем Шахназаровым, легко или сложно было с ним работать?
- Это была одна из самых легких, одна из самых приятных и радостных работ. Мои ощущения своей задачи были поддержаны Кареном Георгиевичем абсолютно, у нас даже не было каких-то разночтений и разногласий. Он очень стройно мыслящий человек, он знает прекрасно, что ему нужно, он чётко формулирует задачу – и не попасть в эту задачу надо очень постараться. Много есть режиссеров – есть режиссеры, которые ищут в процессе, пытаются пробовать разные варианты, смотреть, какой из вариантов будет лучше А есть режиссеры которые заранее знают что им нужно и умеют это четко и грамотно сформулировать. Карен Георгиевич - большой режиссёр, с большой буквы. У него всё понятно, всё логично, поэтому с ним очень легко работать.
- «Анна Каренина. История Вронского» - это интерпретация романа Л.Н.Толстого. Как Вы относитесь к этому роману?
- Люди моего поколения все читали «Анну Каренину» и не раз. И в разные периоды жизни. Есть какая-то литература, которая остается с человеком всю жизнь. В определенном возрасте перечитываешь, видишь какие-то новые детали, которых раньше не замечал, потом вдруг замечаешь новые смыслы, мимо которых раньше проходил, или принимал за совершенно другие - а оказывается-то книга не про это, а совсем про другое. И отношение автора к героям тоже в разные времена выглядит иначе, чем я думал раньше.
- Хотелось бы Вам написать музыку к чисто классической экранизации?
- Я сочиняю музыку - мне это приятно, чем серьезнее и глубже задача - тем приятнее. Классика это или не классика - если это большая задача – это всегда интересно. Когда я понимаю, что ставится высокая планка, и стоит достойная художественная задача, то мне всегда интересно работать.
- Кто для Вас авторитет в киномузыке?
- Все мои кумиры, если вы имеет в виду композиторов, лежат вне сферы киномузыки. Я человек академического образования, и мои кумиры все живут на другой планете, не на планете кино. Бетховен, Малер, Брамс, Чайковский, Рахманинов – никогда не имели отношения к кино, но их музыка кино никогда не портила!