Слушатели курсов сценарного мастерства и инженеров кинопроизводства на «Мосфильме» посетили творческую встречу с композитором, много работающим в кино, дирижером, аранжировщиком и преподавателем кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Юрием Потеенко. На его счету работа над более чем 75 проектами, в числе которых фильмы «Русская игра», «Человек у окна», «Поддубный», «Метро», «Анна Каренина. История Вронского» и сериалы «Пепел», «Примадонна», «Наваждение», «Клетка», «Хождение по мукам», «Анна Каренина» и многие другие. Одной из последних работ Юрия Потеенко стала музыка к фильму «Спасти Ленинград», которая была записана в Первой студии «Мосфильма». Об этом Mosfilm.ru писал подробно.
Юрий Потеенко – четырежды лауреат премии «Золотой орел» за лучшую музыку к фильму (2010 г. – «Обитаемый остров»; 2013 г. в соавторстве с Константином Шевелевым – «Белый Тигр»; 2016 г. –«Батальонъ» и 2018 г. – «Время первых»). Кроме того, еще четыре раза Юрий Анатольевич был номинирован на эту престижную награду (2008 г. – «Ленинград», 2011 г. – «Черная Молния», 2013 г. – «Шпион» и 2019 г. – «Рубеж»).
Юрий Потеенко беседовал со слушателями курсов «Мосфильма» о тонкостях создания киномузыки и ее значении для драматургии фильма.
«Как вы думаете, в чем отличие просто музыки от киномузыки?» – с такого вопроса кинокомпозитор начал встречу с молодыми сценаристами и инженерами. Вариантов ответа было много: «различия в темпе», «киномузыка пишется покадрово, под монтаж». Все же принципиально важным стало другое. Прав был один из слушателей курсов, ответивший, что «музыка как вид искусства самостоятельна, а киномузыка предполагает взаимодействие с другими элементами фильма – изображением, актерской игрой, шумами, операторской работой».
«В чем отличие музыки от других видов искусств? Картину и фотографию мы оцениваем сиюминутно – окинули взглядом и восприняли в один момент. Во время чтения художественной литературы мы сами определяем темп: можно две страницы прочитать, отложить книгу, а потом продолжить. А у музыки есть свои временные рамки и темпы, которые указаны композитором. В музыке есть свои герои и антигерои, отношения и конфликты между ними. Кроме того, у самостоятельного музыкального произведения есть своя структура: завязка, кульминация, реприза, развязка. Киномузыка в отличие от обычной музыки обладает подчиненной драматургией. Собственного сюжета такая музыка иметь не может, она подчинена общей драматургии фильма», – рассказал Юрий Потеенко.
По словам Юрия Анатольевича, режиссер-постановщик должен четко понимать, почему в тот или иной момент в кадре звучит то или иное произведение. В фильме музыка может даже ассоциироваться с конкретным героем, предварять его появление. Поэтому в корне неправилен подход к киномузыке как к чему-то вторичному. К примеру, теперь нередко бывает, что уже отсняты кадры игры на музыкальном инструменте, и вдруг на этапе постпродакшена режиссер ставит перед композитором задачу написать музыку, не исходя из смысла сюжета, а просто чтобы «мелодия подходила под движения актеров». Кинокомпозитор подчеркнул, что в таком случае ничего хорошего не получается.
Юрий Потеенко убежден, что признак качественного кино – оркестровая музыка, причем по жанру и направлению она может быть какой угодно. По словам кинокомпозитора, когда мы, к примеру, слышим классическую музыку в картинах Ларса фон Триера, то сразу становится понятно, что это кинематограф высокого уровня. Или в драме Лукино Висконти «Смерть в Венеции» звучит симфония Густава Малера – зритель может и не знать точного названия произведения, но он чувствует, что это высокая культура. Такой поход к музыке, по мнению Юрия Анатольевича, отражает тонкую духовную организацию создателей фильма.
Композитор Юрий Потеенко
«Стиль и жанр музыки – очень сильные выразительные средства в кинематографе. К примеру, в саундтреке к фильму «Гладиатор» режиссера Ридли Скотта использован «вагнеровский» по своему размаху симфонизм. Эта музыка буквально срастается с изображением. А вспомните музыку из классической британской экранизации рассказов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Там использован такой музыкальный инструмент, как цимбалы, и именно его звучание идеально подходит для детективного жанра», – отметил Юрий Потеенко.
Киномузыка не обходится одним лишь традиционным для симфонического оркестра набором инструментов. Современная музыка для фильмов обязательно содержит синтетические звуки. К примеру, в триллере Стивена Спилберга «Челюсти» подобный прием применялся одним из первых. Там звукам тромбонов и виолончелей придали специальную синтетическую обработку. Такое звучание при умелом использовании придает дополнительную «плотность» симфонической партитуре. Кроме того, при записи киномузыки используются разные технические приемы, чтобы разнообразить оркестровое звучание. К их числу можно причислить, например, дабл-трек –прием, который позволяет искусственно «увеличивать» количество инструментов симфонического оркестра.
Юрий Потеенко рассказал, что такое запись киномузыки с технологической точки зрения:
«Проект саундтрека к фильму создается на компьютере. Обычно это 50-60 дорожек – партии для оркестровых и добавленных инструментов, записанные c помощью цифрового стандарта MIDI. Этот проект переписывается на студийный компьютер, и в зале звукозаписи поверх электронных инструментов записывают живой симфонический оркестр, а затем происходит процесс редактирования дорожек и сведение их в единый проект. В процессе записи музыканты слышат в наушниках электронные дорожки, что помогает им сориентироваться в материале. В общем, это процесс кропотливый и трудоемкий. Кроме того, запись киномузыки требует знания специального программного обеспечения – Cubase, Pro Tools, Logic Pro».
Так как эта творческая встреча проходила на курсе сценарного мастерства, то закономерен был вопрос о том, какое отношения процесс создания киномузыки имеет к сценаристам. Ведь они совсем никак не связаны с музыкальным оформлением фильма: задачу композитору ставит режиссер-постановщик, исходя из своего видения кинокартины и тех акцентов, которые он намерен расставить.
По словам Юрия Потеенко, сценаристы могут облегчить задачу композитору только если речь идет о музыкальных фильмах или если главные герои кинокартины – музыканты. В Голливуде очень профессионально подходят к музыкальному оформлению подобных картин уже на этапе подготовки сценария:
«Отличный пример понимания режиссером мышления композитора – фильм «Амадей» Милоша Формана. Во-первых, в нем изображение до единой ноты соответствует звучащей музыке: мы видим, как пальцы героя картины бегают по клавиатуре фортепиано. И зритель слышит те самые звуки, на какие клавиши нажимает герой. Такое же трепетное отношение к музыке и в фильме Михаэля Ханеке «Пианистка» с Изабель Юппер в главной роли.
Для современного кино такой подход – очень большая редкость. Обычно в процессе перезаписи появляется путаница и несоответствие звука и изображения. Иногда даже бывает, что звучащая музыка и вовсе не совпадает с показанными в кадре инструментами.
Во-вторых, в фильме «Амадей» видна вдумчивая и кропотливая работа сценариста, его глубокое понимание музыки. Чтобы убедиться в этом, еще раз пересмотрите эпизод, где главный герой диктует переписчику фрагмент своего произведения. Там речь идет о целой странице текста музыкальной партитуры, и сценаристы не допустили ни одной ошибки».
Композитор Юрий Потеенко со слушателями курсов сценарного мастерства и инженеров кинопроизводства на «Мосфильме»
По мнению Юрия Потеенко, еще один пример виртуозного использования киномузыки, когда она становится органичной частью драматургии – фильм «Гаттака» режиссера Эндрю Никкола. Музыку для этой картины написал Майкл Найман.
«В какой-то момент начинает звучать очень странная музыка. Я даже подумал, что это ошибка: десятью пальцами пианист не может сыграть такое чисто физически. А потом в кадре появляется инопланетянин, у которого по шесть пальцев на каждой руке. Оказывается, это он играет на рояле. Это тонкий ход композитора, чтобы подчеркнуть, что перед нами представитель внеземной цивилизации», – отметил Юрий Потеенко.
В завершении встречи кинокомпозитор посоветовал начинающим драматургам писать больше сценариев о знаменитых отечественных музыкантах. На взгляд Юрия Потеенко, примечательна судьба композитора Михаила Глинки. Он был новатором, чье творчество ознаменовало собой новую веху в развитии отечественной музыки.
«А вообще в нашем кино не хватает добрых, человечных историй. Важно, чтобы они были о простых людях, а не о бандитах или антигероях», – подытожил свою беседу со слушателями Юрий Потеенко.