Версия для слабовидящих
3

«Коммунист»: премьера фильма на онлайн-платформах «Мосфильма»

Главы
05 июля 2024
Редакция новостей
2130

Специалисты «Мосфильма» провели покадровую цифровую реставрацию изображения и звука художественного фильма «Коммунист» (1957). История о рядовом коммунисте, который искренне верит в дело партии, живёт коммунистическими идеалами, снятая режиссером Юлием Райзманом, принадлежит к числу классических лент советского кинематографа. С 19 часов (мск) 5 июля фильм доступен для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма». Подробнее – в материале Mosfilm.ru.


«Коммунист» (Мосфильм, 1957).

Режиссёр: Юлий Райзман

Сценарист: Евгений Габрилович

Композитор: Родион Щедрин

Операторы: Александр Шеленков, Иоланда Чен

Художники-постановщики: Михаил Богданов, Геннадий Мясников

В ролях: Евгений Урбанский, Софья Павлова, Борис Смирнов, Евгений Шутов, Владимир Адлеров, Валентин Зубков, Виктор Колпаков, Аркадий Смирнов, Сергей Яковлев и др.

СЮЖЕТ
1918 год. Демобилизованный солдат, молодой коммунист Василий Губанов прибывает на строительство электростанции в Загоре. Здесь ему приходится не только бороться с расхитителями, добывать стройматериалы, но и защищать свою внезапную любовь.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Картину «Коммунист» снимали к 40-летию Октябрьской революции – это был один из самых ожидаемых фильмов конца 1950-х. На роль главного героя претендовали Михаил Козаков, Валентин Гафт, Георгий Вицин, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Юматов, Николай Рыбников, Михаил Ульянов. Однако авторам фильма Юлию Райзману и Евгению Габриловичу понравился студент школы-студии МХАТ Евгений Урбанский, который сам пришел на «Мосфильм» с просьбой поучаствовать в пробах.
Евгений Габрилович вспоминал: «Помню, как Райзман срочно вызвал меня на студию: перед нами стоял Василий Губанов. Все было так, как мы о нем думали, — резкое, вырубленное лицо, крупные брови и губы, крупный торс, сильные плечи, сильные ноги, крепко стоящие на кривых каблуках».
Поиски главной героини Анюты — возлюбленной Губанова — также были непростыми. На роль пробовались Людмила Хитяева, Изольда Извицкая, Людмила Гурченко. В итоге авторы фильма утвердили молодую актрису театра Ермоловой Софью Павлову.
СЪЕМКИ
Натурные съемки картины проводились в городе Переславле-Залесском, интерьерные – в павильонах «Мосфильма».
ПРЕМЬЕРА И ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ
В 1958 году Юлий Райзман был награжден почетным дипломом на Венецианском международном кинофестивале. На Всесоюзном кинофестивале 1959 года в Киеве фильм получил сразу три премии: Гран-при, за лучшую режиссуру и за лучшее исполнение мужской роли. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» фильм вошел в тройку лучших картин 1957 года. А столичную и региональную прессу буквально забрасывали восторженными письмами зрители.
«Автор сценария Евгений Габрилович и режиссер-постановщик Юлий Райзман создали значительное, волнующее кинопроизведение. В фильме ярко и правдиво показаны картины народной жизни, очень хорошо передан колорит эпохи – не как фон ощущается он в «Коммунисте», а словно пропитывает самые образы советских людей. Умело раскрыты и фигуры врагов молодой Советской республики. Герои фильма обрисованы точными, смелыми штрихами, говорят они языком самобытным, точным».
Б. Мясников «Правда жизни», Красная звезда, 4 февраля 1958 г.
«Василий Губанов не штурмует Зимний дворец, не передает ответственных сведений в штабы, не отражает атаки белогвардейцев с пулеметом в руках. Он всего лишь выдает олифу и известку, добывает шурупы, достает продукты для голодных женщин и детей. Почему же таким дорогим становится нам этот обыкновенный парень с волевым складом лица и улыбкой, словно освещающей все вокруг? Почему так прекрасна и светла короткая, трагически оборвавшаяся жизнь Василия Губанова?
Большое это искусство – увидеть в частном значительное, в обычном – незаурядное, в простом – великое. Большое искусство, которого не было во многих картинах последних лет. Были фильмы, показывающие масштабные, даже всемирно-исторические события, но не оставлявшие после себя заметного следа, потому что не найден был в них ключ к сердцам героев и к нашим сердцам, сердцам зрителей. Были другие фильмы, схватывавшие жизнь в повседневном ее течении и простых человеческих заботах, но не освященные яркой мыслью, лишенные крупных характеров. В «Коммунисте» человечность и масштабность, простота и величие, выступают в единстве. В истории Василия Губанова ясно видятся нам труды и дни всего революционного народа, а в образе его – живые черты героев, свершивших и отстоявших революцию».
Н. Зоркая «Сердце ленинца», Московская правда, 7 февраля, 1958 г.
«Фильм обладает большой впечатляющей силой. Огромное воздействие его на зрителя достигается предельной простотой, подлинным реалистическим изображением событий этого сурового времени. Несмотря на трагический финал, фильм оптимистичен. Дорога, которая расстилается перед уходящей с сыном Анютой, это светлый путь, по которому пошли миллионы людей, пробужденных к новой жизни Октябрем, партией, Советской властью. На таких фильмах нужно воспитывать наше молодое поколение».
Г. Артемьев «Рядовой великой партии», Советская Киргизия, 16 марта 1958 г.
РЕСТАВРАЦИЯ
Покадровую реставрацию изображения и звука выполнили специалисты ПК «Телекино». Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.

Кадр до реставрации

Кадр после реставрации

Над восстановлением картины работали: М. Алексахина, Е. Соловьева, М. Тусматов, Е. Верлочев, И. Агафонова, Р. Сковородко, И. Валиев, В. Солодовников А. Сеньковский.Продюсер реставрации – Карен Шахназаров.

К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 -00 (мск) 5 июля фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Также картину можно будет посмотреть на всех официальных ресурсах киностудии в Сети (VK Видео, Rutubе, онлайн-кинотеатр «Мосфильма»).
Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в партнерстве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии, а также на других ресурсах киностудии в Сети (VK Видео, Rutubе).
Фото: Мосфильм-Инфо