Версия для слабовидящих
3

«Комедиограф – это камикадзе»: к юбилею Аллы Суриковой

06 ноября 2020
Ольга Кузнецова
288

Сегодня отмечает юбилей Алла Сурикова (р. 1940) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог; народная артистка РФ (2000).

В фильмографии Аллы Ильиничны более 25 картин. Свою первую полнометражную ленту – «Предположим, ты капитан…» по мотивам рассказов Юрия Сотника сняла на Киностудии им. А. П.Довженко в 1976 году, а на «Мосфильме» она дебютировала лентой «Суета сует» (1979) с Галиной Польских и Фрунзиком Мкртчяном в главных ролях. Затем сняла на студии еще 8 картин: «Будьте моим мужем» (1981), «Ищите женщину» (1982); «Искренне ваш…» (1985), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Две стрелы» (1989), «Чокнутые» (1991, совместно со студией «Ритм»), «Московские каникулы» (1997, при участии нескольких студий) и «Дети понедельника» (1997, совместно со студией «Ритм»). Большинство из этих картин доступны для бесплатного просмотра на официальных интернет-ресурсах киноконцерна: в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале.

Фото со съемок фильма «Будьте моим мужем»

Фото со съемок фильма «Будьте моим мужем»

Как и многие отечественные кинематографисты, Алла Сурикова пришла в режиссуру далеко не сразу. Ее путь был тернист: от слесаря на авиазаводе до корреспондента, редактора на телевидении, а затем и одного из самых известных комедиографов нашего кино.

В своей книге «Любовь со второго взгляда» (в соавторстве с Викторией Токаревой) она описывала состоявшуюся в ее юности встречу с одним известным кинорежиссером. Тогда он внушил Алле Суриковой, что женщинам неподвластен режиссерский труд. Долгие годы Алла Ильинична жила с этим убеждением и даже не думала о кино, а всю дальнейшую жизнь посвятила тому, чтобы это опровергнуть.

Фото со съемок фильма «Будьте моим мужем»

Фото со съемок фильма «Будьте моим мужем»

В 1965 году Алла Сурикова окончила филологический факультет Киевского университета, параллельно занимаясь математической лингвистикой. Но все же тяга к кино оказалась сильнее: в конце 1960-х годов работала ассистентом режиссера на телевизионной картине «Маленький школьный оркестр» (1968) и на фильме «Умеете ли вы жить?» (1970).

В 1973 году Алла Ильинична окончила Высшие режиссерские курсы (мастерскую Георгия Данелии). Дипломная короткометражная картина Суриковой «Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности» (1974) получила приз Госкино Украинской ССР «За лучшую режиссуру» на Всесоюзном кинофестивале «Молодость».

Фото со съемок фильма «Суета сует»

Фото со съемок фильма «Суета сует»

Когда Алла Ильинична уже сама руководила режиссерской мастерской в ВИПППК – Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации, – она так вспоминала о роли мастера в ее жизни:

«Режиссуре, как мировоззрению, научить нельзя. Можно поделиться ремеслом. Но сегодня главное, мне кажется – суметь вовремя подставить плечо… Когда-то со мной, тогда слушательницей Высших режиссерских курсов, поступил таким образом мой учитель Георгий Николаевич Данелия. Не будь этого, возможно, не было бы сейчас и режиссера Аллы Суриковой». (Газета Союза кинематографистов «СК-Новости» от 07.04.2000)

Фото со съемок фильма «Суета сует»

Фото со съемок фильма «Суета сует»

Помимо всего прочего, Алла Сурикова – автор идеи и президент кинофестиваля комедии «Улыбнись, Россия!», который проводится с 2001 года.

Юмор – жизненное кредо Аллы Суриковой. Она в шутку отмечала, что умение видеть смешное и ценить жизнь во всех ее проявлениях передались ей по наследству:

«Бабушка моя, когда болела, услышала от врача: «Три раза в день по 50 граммов черного хлеба и чего-нибудь смешного». Семья моя всегда разрешала конфликты с помощью юмора».

Кадр из фильма «Суета сует»

Кадр из фильма «Суета сует»

Алла Ильинична убеждена в том, что в кино без чувства юмора обойтись нельзя:

«У тех, кто дает деньги, должно быть большое чувство юмора, потому что непонятно, что из этого выйдет. У режиссера должно быть чувство юмора, чтобы снять кино за те деньги, которые дают. И у автора сценария оно должно быть, потому что то, что он пишет, и то, что потом увидит, – совершенно разные вещи. А если режиссер женщина – то чувство юмора еще должно быть и у ее мужа».

Фото со съемок фильма «Две стрелы»

Фото со съемок фильма «Две стрелы»

Режиссер отмечала, что помимо чувства юмора, для работы в кино нужно потрясающее самообладание:

«Съемочная площадка – это такая вещь, где не знаешь, что произойдет через минуту. Придется ли ползать на брюхе, водку кому-нибудь наливать, деньги свои платить или ругаться матом».

Кадр из фильма «Чокнутые»

Кадр из фильма «Чокнутые»

О своем излюбленном жанре – комедии – она говорила, что это «трагедия, которая произошла не с тобой».

Алла Ильинична – человек необычайного таланта. Большой интерес представляют ее интервью, где она пестрит шутками и афоризмами:

«Комедиограф – это камикадзе. Шаг влево – не смешно, шаг вправо – пошло, прыжок на месте – ты на штыке у критика».

Кадр из фильма «Чокнутые»

Кадр из фильма «Чокнутые»

Алла Сурикова отличается особой чуткостью, внимательностью и любовью к актерам. Например, для съемок сцены драки в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» Алла Сурикова не постеснялась обращаться к высокопоставленным лицам, чтобы достать дерево особой породы – бальзу, которая растет в Эквадоре. Это понадобилось неспроста: артистам по сюжету приходилось бить друг друга дубинкой, и нужно было, чтобы даже удары по голове с размаха не вызывали боль.

Артист Альберт Филозов так вспоминал о работе с режиссером (газета «Культура» от 2 ноября 2000 года):

«Мы вместе оказались в Болшеве на старый Новый год». Алла Ильинична была очаровательна, общительна, весела. Спустя какое-то время я получил приглашение в фильм «Человек с бульвара Капуцинов». И первое, о чем подумал – что роль мне совершенно не свойственна, я ничего подобного до этого не играл и не понимал, как это вообще нужно играть. У меня было всего два съемочных дня, один в павильоне, другой на натуре. Режиссер сумела создать такую легкую, непринужденную атмосферу, что все получалось само собой, без какого-либо напряжения. Она всячески поощряет актерскую фантазию. Я придумал закадровый текст, когда мой мистер Second крутит фильм, он его комментирует, так вот все эти слова с ее согласия вошли в фильм».

Кадр из фильма «Московские каникулы»

Кадр из фильма «Московские каникулы»

Алле Суриковой принадлежат строки: «В актере фокус, на актере свет, все остальное – суета сует».

Самое главное для Аллы Ильиничной в кинематографе, это не Канны и Венеция. Она снимает для людей, и этому посвятила свои поэтические строки, которые отражают ее путь в кинематографе:

…И ради этих благодарных глаз

На новый подвиг я идти готова,

И падать замертво, и подниматься снова,

И встречи с ними ждать, как в первый раз!


В холле главного корпуса «Мосфильма» открыта тематическая выставка, посвященная творчеству Аллы Ильиничны Суриковой.

Архивные фото со съемок, плакаты и кадры из фильма «Курьер»: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».