Версия для слабовидящих
3

Коллекция скульптур «Мосфильма» пополнится ценным экспонатом

Главы
24 января 2025
Редакция новостей
1007
Специалистами киноконцерна проводится реставрация копии скульптуры «Борцы» («Борцы Уффици», «Панкратионисты»). В процессе работы над статуей задействованы современные технологии 3D-печати. Подробнее о восстановлении скульптурной композиции – в материале Mosfilm.ru

«Борцы» («Борцы Уффици», «Панкратионисты») — древнеримская мраморная скульптура, изображающая схватку двух обнажённых борцов-панкратионистов. Она была выполнена в I веке н. э. по утраченному греческому оригиналу III века до н. э., приписываемому Лисиппу. Обнаруженная в 1583 году, скульптура хранится в музее Уффици (Италия, на фото). Скульптура пользовалась большой популярностью - в европейском искусстве группа «Борцов» неоднократно воспроизводилась из бронзы, мрамора, фарфора и гипса, особенно в XVIII веке.

Гипсовая копия скульптуры в разобранном виде

Гипсовый слепок – копия знаменитой скульптуры, имеющийся в фондах «Мосфильма», был изготовлен несколько десятилетий назад мастерами Всесоюзного художественно‑производственного комбината им. Е.В. Вучетича и долгое время хранился запасниках Пушкинского музея. Как рассказал Mosfilm.ru скульптор Сергей Николаев, скульптура несмотря на общую неплохую сохранность не имела двух принципиально важных составляющих, а именно – самих голов борцов. Перед мосфильмовским скульптором встал выбор: либо вылепить их самому, ориентируясь на фотографии, либо пойти по более технологичному пути - сделать 3D-модели голов для последующего отлития их в гипсе.
«Мы выбрали технологии. Отправили запрос в музей им. Пушкина, где также хранится копия скульптуры, нам разрешили фотографическую съёмку. Оказалось, что собрать точные данные не так-то просто: композиция сложная, снимали дважды – всего несколько сотен снимков, устанавливали реальные размеры элементов композиции. Чтобы программа прочитала все изображения верно, нам пришлось организовать специальное бестеневое освещение – и всё равно абсолютной точности добиться не удалось. Какие-то мелкие моменты придется доводить вручную», - поделился подробностями Сергей Николаев.
Однако итоговый результат – распечатанные при помощи 3D-принтера элементы скульптуры – стоили всех затраченных усилий. Визуально специалистам «Мосфильма» удалось добиться практически полной идентичности – реплика скульптуры обещает быть не хуже оригинала.
«Нам удалось создать трехмерные модели, которые достаточно точно отражают все параметры нужных нам элементов скульптуры. Стоит отметить, что это высокотехнологичный процесс. Сами головы печатались достаточно долго – каждая почти двое суток. Материал – пластик, обычная пластмасса, без композитных материалов. Это некая заготовка, с которой предстоит работать скульптору», - рассказал бутафор Владимир Щербаков, осуществлявший 3D -печать.
По оценкам Сергея Николаева, восстановление копии скульптуры «Борцы» потребует не менее трёх месяцев. Помимо отлития голов, мытья и очистки, убирания механических сколов других элементов композиции, скульптору необходимо восстановить утраченные замки крепления – без них собрать композицию воедино просто не получится.
«Хочется всё сделать хорошо – мы потратили на «Борцов» уже столько усилий и времени! Какие-то потертости я вероятно сохраню, потому что это старая вещь, на мой взгляд, она не должна выглядеть глянцево-полированной. Нужна, если хотите, историческая убедительность!» – подвёл итог Сергей Николаев.
Стоит отметить, что «Мосфильм» уже несколько лет активно использует технологию 3D-печати для нужд самых разных цехов и подразделений. Для этих целей был приобретен комплекс для профессиональной 3D-печати — принтер PICASO 3D Designer XL PRO SE2, сканер и мощная рабочая станция, что позволило внедрить в производственные процессы новые аддитивные технологии. В настоящий момент при помощи специализированного оборудования восстанавливаются детали отделки старинной мебели и предметы реквизита для «Дома костюма и реквизита», изготавливают элементы оборудования для Комплекса операторской техники, производятся автомобильные запчасти и аксессуары для реставрации ретротранспорта и пр.
Непрерывная работа в мастерской реставратора Сергея Николаева ведётся уже несколько лет. В 2020-м году «Мосфильм» получил от ООО «АРТ-СТП» в дар гипсовую коллекцию слепков статуй греческих и античных богов работы скульпторов разных веков - эпохи Античности, итальянского Возрождения и французского Просвещения. В советское время коллекция гипсовых копий была изготовлена в мастерской Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, затем принадлежала Всесоюзному художественно-производственному объединению имени Е.В. Вучетича (Скульптурный комбинат) и выставлялась в различных культурных и общественных местах, использовалась для изготовления новых копий. Всего киноконцерну было передано около двухсот скульптур, бюстов, барельефов и ваз. Представленные экспонаты находились в самом разном состоянии. За это время свой первозданный облик обрели копии скульптур:
- «Аполлон Бельведерский» гипсовый римской мраморной копии 330—320 до н. э.
- «Иоанн Креститель» гипсовый слепок бронзовой скульптуры Родена (1880г.),
- «Афродита Капуанская» гипсовый слепок мраморной римской копии греческой скульптуры IV века до н.э.,
- «Апоксиомен» гипсовый слепок с мраморной копии I века до н.э. бронзовой статуи работы Лисиппа,
- «Дискобол» гипсовый слепок с римской мраморной копии 120-140 гг. до н.э.,
- «Победительница в беге девушек в Олимпии» греческий слепок с римской копии греческого оригинала V века до н.э.,
- «Афродита из собрания Медичи», гипсовый слепок римской копии утраченного греческого оригинала III века до н.э.,
- «Боец Боргезе (Гладиатор)» гипсовый слепок с римской копии греческой скульптуры работы Агасия II век до н.э.,
- «Афродита в садах» гипсовый слепок римской копии со статуи Каллимаха Афродита в садах, V в. до н.э,
- «Дорифор (Копьеносец)» гипсовый слепок со скульптуры Поликлета, V век до н.э.,
- «Бахус» (также «Пьяный Бахус») гипсовый слепок мраморной скульптуры Микеланджело (1497 г.)
- «Отдыхающий Гермес» - гипсовый слепок греческой скульптуры мастерской Лисиппа IV век до н. э.
Всего в порядок приведено более двух десятков скульптурных композиций и столько же бюстов. Сергей Николаев подчёркивает, что скульптуры и барельефы важно сохранить как точные копии - образцы, по которым можно делать новые слепки. Оригиналы многих скульптур, представленных в Доме костюма и реквизита, находятся в ведущих музеях Франции, Италии и Германии и других стран, копии также можно увидеть в экспозициях и фондах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. А с коллекцией мосфильмовских скульптур можно ознакомиться в электронном каталоге «Дома костюма и реквизита» и взять в аренду для съёмок или тематических фотосессий.