Версия для слабовидящих
3

Кинопрофессии: дирижер Сергей Скрипка рассказал о работе в оркестре кинематографии

19 июня 2019
Ольга Шмелева, Наталья Салтыкова
76

Российский государственный симфонический оркестр кинематографии в этом году отмечает 95-летие. С 1993 года главный дирижер и художественный руководитель этого коллектива – Сергей Иванович Скрипка. Среди его работ – запись музыки к фильмам со знаменитыми композиторами Марком Фрадкиным («Ветер странствий»), Микаэлом Таривердиевым («Старомодная комедия»), Андреем Петровым («Осенний марафон», «Жестокий романс») Евгением Догой («Мой ласковый и нежный зверь»), Алексеем Рыбниковым («Тот самый Мюнхгаузен», «Звезда»), Евгением Крылатовым («Гостья из будущего», «Дети понедельника»), Геннадием Гладковым («Формула любви», «Убить дракона»), Максимом Дунаевским («Мэри Поппинс, до свидания», «На острие меча»), Владимиром Дашкевичем («Вор», «Три сестры»), Юрием Буцко («Прорва»), Эдуардом Артемьевым («Утомленные солнцем», «Легенда № 17») и многими другими.

В конце мая в Первой музыкальной студии прошла запись музыкального произведения Эдуарда Артемьева «Девять шагов к Преображению» с участием дирижера Сергея Ивановича Скрипки. Мы писали об этом подробно.

Mosfilm.ru представляет вашему вниманию цикл публикаций о работе дирижера над записью киномузыки. В первой статье рассказывается о том, как Сергей Иванович пришел в профессию и какие кинокартины стали первыми в его фильмографии.

 Кадр из фильма «Формула любви», над музыкой к которому работал дирижер Сергей иванович Скрипка

Кадр из фильма «Формула любви», над музыкой к которому работал дирижер Сергей Иванович Скрипка

Сергей Иванович Скрипка:

Об увлечении музыкой

Мои родители любили петь, хотя профессиональными вокалистами они не были – отец был военным, а мама – домохозяйкой. Сначала они хотели научить музыке моего брата, но он музыкантом не стал, а выбрал для себя сферу кибернетики.

Я приобщался к профессии музыканта с юных лет. Родители хотели, чтобы я учился игре на фортепиано, но класс был уже набран, и для меня места не хватило. В итоге меня приняли в хор мальчиков, где я занимался вокалом все школьные годы.

В 12-13 лет у мальчиков начинает ломаться голос, и тогда в школе их начинали обучать хоровому дирижированию. После такой подготовки мы получали профессию хормейстера.

Сергей Иванович Скрипка

Сергей Иванович Скрипка

Об увлечении кино

Я с детства очень любил кино. Отчетливо помню детские воспоминания от просмотра американского фильма «Седьмое путешествие Синдбада». Я смотрел его пять или шесть раз. Мы знали многие фильмы наизусть, все время бегали в кинотеатр.

Важным было то, что в годы моего детства билет в кино стоил 10 копеек, и это было сравнительно недорого (к примеру, проезд на трамвае в Харькове, откуда я родом, стоил 3 копейки). То есть любой ребенок мог позволить себе смотреть кино и мультфильмы.

О музыкальном образовании

Сразу после окончания школы я поступил на факультет хорового дирижирования в Харьковскую консерваторию, которая после объединения с театральным вузом стала называться Институтом искусств. После окончания этого учебного заведения я остался там работать. В то время я очень интересовался симфонической музыкой, регулярно слушал концерты симфонического оркестра местной филармонии, посещал различные семинары и лекции на эту тему.

Проработав год в Харькове, я поставил перед собой цель поступить в Московскую консерваторию. Я сдал экзамены с первой попытки и был зачислен в класс профессора Лео Гинзбурга. После завершения учебы я хотел заниматься не теоретическими вопросами, а непосредственно исполнительством, и поэтому выбрал для себя продолжение учёбы в ассистентуре-стажировке.

Сергей Иванович Скрипка и Эдуард николаевич Артемьев в микшерской Перовой музыкальной студии на «Мосфильме»

Эдуард Николаевич Артемьев и Сергей Иванович Скрипка в микшерской Перовой музыкальной студии на «Мосфильме»

О начале работы в оркестре кинематографии

Я совмещал учебу в Московской консерватории с работой дирижера в симфоническом оркестре подмосковного города Жуковский. Кстати, я работаю там до сих пор.

С 1977 года я начал сотрудничать с Государственным симфоническим оркестром кинематографии СССР. В то время у оркестра были очень большие объемы работы. Там было семь дирижеров, почти 200 музыкантов – это два полных состава и один ансамблевый. Постоянно велась работа одновременно над музыкой как минимум к трем кинокартинам. К примеру, в одно и то же время часть музыкантов записывалась в здании Центральной студия документальных фильмов (ЦСДФ) в Лиховом переулке, часть – на «Мосфильме», а часть – на студии Центрнаучфильм в Химках.

Тем не менее, в оркестр требовались еще дирижеры. Дело в том, что по нормам того времени, дирижёру нельзя было превышать «лимиты» выработки, то есть работать больше определенного количества минут в месяц, и поэтому искали молодых специалистов.

Мой профессор в Консерватории порекомендовал нескольких человек для работы в оркестре кинематографии. Не всем эта работа была по душе, потому что некоторые хотели заниматься исключительно академической симфонической музыкой. А я сразу почувствовал интерес к музыке в кино.

Я с удовольствием пошел на первые пробы, чтобы узнать, как звучит оркестр. Помню, что запись проходила на фирме «Мелодия», которая базировалась в здании бывшей кирхи.

В самый первый раз я попал на запись легендарной песни «Эхо любви» из фильма «Судьба» режиссера Евгения Матвеева. Я помню, как композитор Евгений Птичкин объяснял Анне Герман, как нужно правильно по-русски произносить слова песни (для Анны Герман русский язык – не родной, она говорила в основном по-польски – Прим. Ред.)

Кадр из фильма «Судьба»

Кадр из фильма «Судьба»

Тогда я впервые услышал звучание оркестра, и оно меня покорило – я захотел там работать.

Спустя некоторое время я уже принял участие в записи музыки к этой же картине уже на «Мосфильме». Мне разрешили для пробы продирижировать записью одного из фрагментов. У меня получилось соблюсти ключевое требование к этой профессии – «попасть в экран».

Мы работали в эталонном зале «Мосфильма». Сейчас он называется Большой широкоформатный зал (БШФЗ). На экране демонстрировался фрагмент фильма, и мы его озвучивали. После команды «Внимание, мотор!» нужно было начать исполнять музыкальный фрагмент в соответствии с кадрами на экране. В музыке могли быть ускорения и замедления, но завершить запись нужно было точно в тот момент, когда останавливалось изображение на экране.

Кадр из фильма «Судьба»

Кадр из фильма «Судьба»

Все присутствовавшие тогда в зале, в том числе и маститые композитор и аранжировщик, единогласно признали, что я справился с задачей. Так я и начал работать в оркестре кинематографии.

Кадр из фильма «В зоне особого внимания» – одной из первых картин, над которыми работал Сергей Иванович Скрипка

Кадр из фильма «В зоне особого внимания» – одной из первых картин, над которыми работал Сергей Иванович Скрипка

Кадр из фильма «В зоне особого внимания» – одной из первых картин, над которыми работал Сергей Иванович Скрипка

Кадр из фильма «В зоне особого внимания» – одной из первых картин, над которыми работал Сергей Иванович Скрипка

Продолжение следует… В следующих материалах мы расскажем об особенностях работы дирижера с композиторами и режиссерами, о технологии записи киномузыки и роли дирижера в этой работе в советский период и сейчас.


23 сентября 2019 года в Концертном зале имени Чайковского состоится концерт под названием «Музыка к фильмам – лауреатам премии «Оскар» в рамках абонемента «По волнам нашей памяти». На концерте прозвучит музыка из четырех советских и российских фильмов – победителей премии Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Это фильмы «Дерсу Узала» совместного производства СССР и Японии (реж. Акира Куросава), «Москва слезам не верит» (реж. Владимир Меньшов), киноэпопея в четырех частях «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук) и фильм «Утомленные солнцем» (реж. Никита Михалков). Также в программе концерта саундтреки к зарубежным фильмам – лауреатам премии «Оскар».

Первый концерт абонемента «Живая музыка экрана» состоится 5 октября в Концертном зале имени Чайковского и будет посвящен юбилею оркестра и его художественного руководителя.

Кадры из фильмов предоставлены информационным центром «Мосфильм-Инфо», при использовании ссылка на источник обязательна.