Съемки нового фильма Карена Шахназарова по мотивам произведений Артура Конан Дойла и Владимира Гиляровского вступили в завершающую стадию. Четырнадцать смен съемочная группа отработала в Санкт-Петербурге – в том числе, в Александро-Невской Лавре. Mosfilm.ru провел на площадке полный день и спешит поделиться увиденным, услышанным и зафиксированным на фото.
На съемках кинокартины "Хитровка" (сентябрь, 2022)
Одними из первых на съемочной площадке появляются декораторы и бутафоры. Их можно принять за работников коммунального хозяйства – только в данном случае они не метут улицу, а напротив, засыпают асфальт гранитной крошкой и сеном. Современные вывески меняются на старые – с дореволюционной орфографией, пластиковые стеклопакеты закрываются грубыми деревянными ставнями, вдоль тротуара зажигаются керосиновые фонари. Лаврский проезд – тихая улочка в Александро-Невской Лавре - «состаривается» на глазах. Час – другой и проезжающие изредка автомобили выглядят уже странно - в отличие от карет и пролеток, фаэтонов и ландо, запряжённых гнедыми, вороными и серыми «в яблоках» лошадьми. Магия кино в действии.
- На самом деле снимать на натуре историческое кино очень тяжело, - признается художник-постановщик Сергей Февралёв. – Но «Хитровка» всё же жанровое кино, соответственно, мы можем допускать некие вольности. Нашу Москву мы, по сути, придумываем – где-то добавляем ей яркости, где-то фантазийности. Нет в картине такого объекта, который брался бы для съемок в своем современном виде. Это место в Александро-Невской Лавре, пожалуй, наиболее соответствует нужной нам эпохе (начало ХХ века – прим. ред.), тем не менее, чтобы придать ему нужный вид, пришлось немало поработать».
Артисты массовки
Большая часть масштабных съемок «Хитровки» прошла в Москве – в павильонах и на натурной площадке «Мосфильма», однако и экспедиция в Санкт-Петербург не выглядит для группы лёгкой прогулкой - полтора десятка смен, сложные постановочные сцены с участием каскадёров и пиротехников, практически каждодневная смена натуры и интерьеров. От оператора-постановщика Олега Лукичева мы узнаем, что сегодняшняя съемка тоже будет непростой – работать будут в «режиме», то есть строго отведенном промежутке времени. Действие сцены разворачивается на закате дня – чтобы запечатлеть в кадре нужный свет, операторская группа готовится с утра.
- "Режим" - время, благоприятное для съемки. В нашем случае это короткий промежуток солнечного заката – нам нужен приглушенный рассеянный свет, акцентированные уличные огни, - уточняет Олег Лукичев. - Очень короткий момент – чтобы его «поймать», все должны работать слаженно. Сегодня снимаем с помощью крана общий план героев. Сцена большая – проезд кареты, проход героев и так далее.
Подготовка операторской техники
Наш разговор прерывается – оператор вместе с режиссером Кареном Шахназаровым определяют точки перемещения героев в кадре. Карен Георгиевич немногословен и предельно конкретен. Маршрут утверждается быстро. Режиссёр скрывается от любопытствующих глаз в просторном черном тенте, где установлен монитор – далее по громкой связи звучат его команды и просьбы. Активную работу на площадке язык не поворачивается назвать суетой. Много движения, но все на своих местах – это и многочисленная операторская группа - оператор стедикама, фокус-пуллер, механик камеры, и цеха пиротехников, осветителей, реквизиторов…
Оператор-постановщик Олег Лукичев и Оператор стедикама Алик Тагиров (слева)
Пока мы общались с художником-постановщиком и оператором к месту съёмок пребывали актёры массовки – около сорока человек. К выходу на площадку их готовят гримёры и помощники художника по костюмам Владимира Никифорова (на «Хитровке» он работает в тандеме с Дмитрием Андреевым – прим. ред.) Колорит и атмосферу эпохи в кадре будут создавать самые разные персонажи - военные и штатские, светские дамы и обитательницы городского дна, старики и дети. У каждого свой неповторимый костюм - из богатейших фондов мосфильмовского «Дома костюма и реквизита».
- В сегодняшней сцене мы показываем и светскую Москву, и Хитровку, а мост, где происходит встреча главных героев – это как бы разделитель этих двух миров, - рассказывает Владимир Никифоров, внимательно оглядывающий тех, кто уже одет и загримирован.
В этот момент мимо нас, дымя электронной сигаретой, проходит «босяк» с мобильным телефоном. Для простого нищего выглядит зловеще – шрам на пол-лица, пудовые кулаки, лукавый прищур. Впрочем, что тут удивительного? Типичный хитровец.
- Кого сложнее одеть – «босяков» или «господ»? – интересуемся мы.
- Конечно, интереснее одевать «босяков»! – воодушевленно восклицает художник по костюмам. – Что из себя представлял стандартный гардероб среднестатистического мужчины тех лет? Рубашка, галстук, сюртук или «визитка» плюс головной убор. А босяки – это настоящее творчество! Он ведь может надеть на себя всё, что угодно!
Наговорившись друг с другом и сделав достаточное количество селфи, массовка начинает активно «осваивать» улицу. Миссия у них тоже важная – оживить уличный пейзаж, создать второй план, который в кино не менее значим, чем первый. Персонажей «разводят» по местам режиссёры Иван Шахназаров и Раиб Абдуллаев. Бросается в глаза, что разговор ведётся с каждым – что-то вроде инструктажа, но в теплой, доверительной атмосфере.
Работа режиссеров с артистами массовки
- Второй план – это всегда дополнение к тому, что делают в кадре главные герои, - объясняет Раиб Абдуллаев, работавший с Кареном Шахназаровым и на «Белом Тигре», и на «Анне Карениной. История Вронского». - Конечно, внимание зрителя не должно отвлекаться от сюжета, но и пустым второй план быть не должен. Воссоздать атмосферу, быт того времени – это дело художников и реквизиторов. Задача же второго режиссера заключается в том, чтобы этот быт ожил и выглядел не только правдоподобно, но и интересно! Каждому персонажу массовки мы даём задания, это своего рода мини-сюжеты. Кто-то идёт на работу, кто-то спешит по служебным делам, кто-то просто прогуливается, другие бурно выясняют личные отношения. Все точно знают, что они делают в кадре. К тому же, актеры массовых сцен обязательно должны знать основное содержание эпизода.
Решаем проверить, насколько добросовестно массовка выполняет свои задания. Рядом тихо переговариваются двое мужчин в колоритных костюмах – с первого взгляда и не определишь ни возраст, ни род занятий этих персонажей.
"Хитрованцы"
- Вы кто? – без обиняков спрашиваем у того, что в картузе.
- Я разорившийся купец – много пил, потерял дом, семью. – Мгновенно входит в образ артист. - Теперь не то, чтобы нищенствую... Так. Перебиваюсь случайными заработками – где лошадь подкую, где грузчиком – а что делать? Жить-то надо! Обитаюсь на Хитровке. Сейчас чуть подзаработаю, а может и украду, да переселюсь в другой райончик! Но сложно - пачпорта-то нет!
Знакомимся. Дмитрий Анисимов в прошлом - режиссер телевидения, редактор, сценарист. В настоящем – пенсионер. В кино снимается часто. Не ради денег – ради интереса. Признаётся, что с «Мосфильмом» работать нравится, отмечает уважительное отношение со стороны съемочной группы. Массовка действительно разная – кто-то снимается регулярно, кто-то пришёл впервые. Всех объединяет интерес к происходящему. Зинаида Владимировна по профессии – театральный режиссёр. Играет даму в трауре – это подчеркивает костюм - черный зонт, черная шляпа. Женщина стоически переносит прохладную погоду и долгую подготовку к съемкам. Нам застенчиво признаётся, что всю жизнь мечтала «сыграть у Шахназарова» - пусть крохотную, но всё же роль.
"Дама в трауре" со спутником
Рядом у самого настоящего костра свою мизансцену разыгрывают актёры-дети. Самому младшему, Гоше – всего пять лет. Для хитровских мальчиков того времени выбор профессии был не широк: либо в нищие, либо в воры. Но юные жители Хитровки не считали подобный жребий несчастным! Наоборот, они с малолетства привыкали во всем подражать старшим: выпивать, курить, использовать в разговоре соответствующую лексику. Примерно с трех лет хитрованец самостоятельно просил милостыню – это «ремесло» Гоша и его друзья осваивают уверенно, в шутку приставая к прохожим с протянутой рукой.
Самый юный артист на съемочной площадке
- Не холодно пареньку? – спрашиваем у художника по костюмам Владимира Никифорова. – Волнуемся!
- Не стоит переживать, - успокаивает Владимир. - У него под рубашкой - водолазный костюм.
После обеда кажется, что всё происходящее на площадке говорит о готовности к команде «Мотор!» Все – от участников съемочной группы до актеров массовки и лошадей – на своих местах. Подходы и подъезды к месту съемок перекрыты. Самый юный артист тоже – «в образе». Бегает вокруг костра, загребая картузом дым. И действительно звучит громоподобный голос режиссера:
- Начали!
Замершая словно на старой фотографии улица, мгновенно приходит в движение – спешат по делам службы военные в строгих мундирах, праздно прогуливаются светские дамы, наш новый знакомый – тот самый «разорившийся купец» - истово крестится, стоя лицом к башне Александро-Невской Лавры, к кокотке у афишной тумбы пристаёт какой-то оборванец. Следим за проездом кареты и внезапно обнаруживаем, что вместо исполнителей главных ролей за кучером сидят… дублёры. Оказывается - репетиция.
- Стоп! Проехали лишнего… - голос режиссера звучит в рации упреком. – Давайте ещё раз и не торопитесь выходить!
Артисты массовки
После нескольких пробных дублей и небольших перестановок операторского крана, корректировки движения массовки и устранения других неизвестных непрофессионалам нюансов, снова слышим голос Карена Шахназарова:
- Исполнители главных ролей – на площадку.
Все, включая истомившегося ассистента оператора с хлопушкой – именуемого на профессиональном языке Clapper Boy - заметно оживляются – съёмки! Теперь по-настоящему.
В сегодняшней смене из главных героев заняты Анфиса Черных – молодая, но уже полюбившаяся зрителю актриса ("Географ глобус пропил", "В Кейптаунском порту", "Майя", "Елки новые" и др.) и Михаил Пореченков – народный любимец, не нуждающийся в дополнительных представлениях. Она – «Княжна», королева Хитровки, персонаж вымышленный. Он – Владимир Гиляровский, журналист, беллетрист, краевед – тот самый «Дядя Гиляй», оставивший о Хитровке любопытнейшие литературные воспоминания.
"Мотор! Начали!"
Роскошные костюмы до поры скрыты под куртками – прохладно. Обращаем внимание на то, что герой Пореченкова одет в черную строгую пару и пальто с котелком – вместо канонического мужицкого кафтана с шапкой-«бояркой», который настоящий «Владимир Ляксеич» так любил носить в повседневной жизни. На Анфисе – роскошное вечернее платье с глубоким декольте. Что ж, вероятно гардероб главных героев обусловлен сюжетом…
Карен Георгиевич о чем-то негромко говорит сначала с Анфисой, потом с Михаилом – рядом оператор Олег Лукичев, которому также необходимо знать все режиссерские установки. Наконец, в полной тишине над площадкой звучит долгожданное:
- Мотор! Начали!
Всё-таки «магия кино» – не штамп и не затертая фигура речи. Мы в Москве начала ХХ века, у входа на Хитровку – это самое опасное, но в каком-то смысле и самое притягательное место столицы… Всё происходящее в кадре должно соответствовать замыслу и видению режиссера. Добиться идеальной картинки непросто – кино это тяжкий труд. Труд огромного коллектива. Дубль следует за дублем. А тут еще и «режим»…
- Ребята, внимательнее, соберитесь! – требует режиссер. – У нас мало времени – солнце уходит!.. Ещё тридцать минут и всё!..
«Стоп! На исходные! Начали! - Стоп! На исходные! Начали!» - и так по кругу. Поражаешься выносливости массовки, профессионализму пиротехников, внимательности и спокойствию главных героев, выдержке режиссера-постановщика. Но поразительно: когда всё подчинено цели, когда каждый из присутствующих на площадке точно знает свою задачу и выполняет её с полной отдачей – всё в итоге получается!
Рабочий момент съемок
- Знаете, я ведь на самом деле знаком с Кареном Георгиевичем с 1985-го года. Подростком пробовался у него на главную роль в фильме «Курьер», - неожиданно признаётся оператор Олег Лукичев во время небольшого технического перерыва. – И кстати, предварительно был одобрен. Видите, какая судьба: спустя почти сорок лет работаю с Кареном Георгиевичем как оператор-постановщик. Многому у него учусь – и работе с актерами, и «видению» кадра.
Изображение, «картинка» для Карена Шахназарова в отличие от многих его коллег, в кино действительно величина первостепенная – это подтверждается совершенно «операторскими» советами, которые даёт Карен Георгиевич и стедикаму, и фокус-пуллеру, и осветителям… Не случайно же он часто говорит в интервью о том, что режиссер, художник – это прежде всего, взгляд на мир. Самостоятельный, неповторимый…
Меж тем, солнце действительно неторопливо, с истинно петербургским достоинством скрывается за горизонтом, но, кажется, темнота никого не смущает, и останавливать съемки никто не собирается. Монтируется дополнительный свет, звучат предложения «снять крупный план». В общем, всеобщее воодушевление. Смотрим на часы – 19:17. И вот тут-то режиссёр объявляет:
- Всем спасибо! Смена закончена!
Вне кадра тоже – режиссура. Самого высокого уровня.
Фото: Максим Шингирей, Евгений Долгих