Одним из центральных событий секции «Кино» X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур стала панельная дискуссия «Современный герой в кино и медиа. Роль и значимость для развития общества». Участники круглого стола обсудили процессы формирования образа современного героя российского кинематографа.
Участие в дискуссии приняли генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссер, сценарист Карен Шахназаров, генеральный директор компании «Газпром-Медиа Холдинг» Александр Жаров, статс-секретарь — заместитель Министра обороны РФ Анна Цивилёва, председатель Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра и школы Олега Табакова, директор театра «Современник» Владимир Машков, актер театра и кино, продюсер Милош Бикович и заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева. Модератором выступила журналист, автор и телеведущая Ирада Зейналова.
Эксперты дискуссии разошлись во мнениях о том, можно ли узнать, какого киногероя предпочитает видеть зритель на экране. Например, Александр Жаров рассказал о результатах исследования, который проводилось «Газпром-Медиа Холдингом». Объектом изучения и анализа стали изменения архетипов киногероев и зрительских предпочтений.
«На фоне тектонических изменений, которые происходят в мире, на фоне прекрасных перемен, которые происходят в нашей стране, российский киногерой расправляет плечи и становится более самостоятельным, более близким к народу. Мы выявили 43 архетипа героев», - отметил Александр Жаров.
По словам Карена Шахназарова, воспитательная функция кинематографа была отринута мастерами времен перестройки. Но это, по мнению руководителя «Мосфильма», было большой ошибкой. Тем не менее, кинорежиссер отметил, что создать «героя своего времени» только при помощи анализа невозможно.
«Ни один опрос, ни одна конференция не расскажет вам, как создать героя. Потому что это не поддается анализу. Может быть популярный артист, популярный фильм, но это не значит, что он станет героем поколений. Должна быть сформулирована идея, и для нашей страны она должна быть большая. И она уже зреет», — подчеркнул Карен Шахназаров.
Участники дискуссии пришли к выводу о том, что идеального героя кинематографа невозможно создать намеренно, опираясь только на результаты исследований предпочтений аудитории и популярности определенных героев в настоящем. Текущий момент в культуре участники круглого стола охарактеризовали как «время документалистов и поэтов», а его герой еще должен явиться. При условии, что сами творцы будут максимально искренни.
В рамках панельной дискуссии «Культурный суверенитет страны. Вызовы времени: осмысление, отношение, отражение», была затронута тема массовой культуры. По мнению Карена Шахназарова, главным её поставщиком сегодня являются США. Он отметил, что массовая культура, навязанная извне, постепенно захватывает весь мир, и Россия в данном случае не является исключением, что сказывается на культурном суверенитете страны.
«Мы сталкиваемся с мощнейшим проникновением массовой культуры, прежде всего из Соединенных Штатов. Это массовая культура, которая превращает все, что мы имеем в культуре, в товар», - отметил Карен Шахназаров.
В своих рассуждениях о том, что такое культура вообще, глава «Мосфильма» отметил, что к этому понятию можно отнести и образование, и творческие идеи, которые становятся приоритетными для народа. По мнению Карена Шахназарова, в мире наметилась тревожная тенденция: «читающая» цивилизация, если не заканчивается, то переживает кризис, а на смену ей активно приходит цивилизация «смотрящая» - и в этой ситуации наиболее уязвимы молодые люди.
X Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур проходил с 11 сентября и до 14 сентября. За годы существования он стал ключевым мероприятием в сфере культуры, площадкой содержательного и откровенного диалога по важнейшим вопросам мировой культурно-гуманитарной повестки. Основная тема форума в 2024 году: "Культура XXI века: суверенитет или глобализм?".
Архитектура деловой программы предусматривал мероприятия, посвященные председательству России в БРИКС и СНГ, многостороннюю дискуссию о перспективах международного культурного сотрудничества и деловые мероприятия 10 тематических секций: "Право на наследие в многополярном мире", "Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет", "Культурное наследие: традиции и современность", "Деловая культура", "Медийная культура", "Кино", "Театр", "Музыкальная культура", "Цирк", "Музеи". Деловую повестку дополнила насыщенная культурная программа.