Версия для слабовидящих
3

Как работают мосфильмовские мастера-реставраторы мебели?

Главы
17 июля 2024
Редакция новостей
121

Mosfilm.ru неоднократно рассказывал о Доме костюма и реквизита (ДКР) – настоящей кладовой «Мосфильма», где собрана коллекция из более чем полумиллиона предметов – одежды, обуви, различных предметов интерьера. Значительную и весьма востребованную в кино часть коллекции составляет мебель. За её сохранность и внешний вид отвечают профессиональные мастера-реставраторы.


ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ

В мастерской реставратора Сергея Мелконяна всегда кипит работа. Во-первых, потому что есть годовой план по реставрации мебели, а во-вторых, потому что всегда приходится заниматься «текучкой» - ремонтом мебели, возвращаемой в ДКР после съемок. За год через руки мастера проходит около 60-ти самых предметов мебели – диваны, кресла, столы, стулья, буфеты и пр.

«Киношники такой народ – им лом дай, они и его умудрятся согнуть! – шутит Сергей. – Вот, к примеру, напольные часы – только сделал! Взяли в аренду – привезли слегка побитые: бока обтёртые, трещина, стекла нет.

- Не обидно?

- Ну, работа есть работа. Но если честно, бывает обидно. Стараешься порой до идеала довести. А вещь просто погрузили неаккуратно – и всё, переделывать!»

Свою работу Сергей Мелконян характеризует как творческую, но порой рутинную. Здесь действительно нужна хорошая физическая подготовка, терпение и усидчивость, при этом, сам фронт работ постоянно меняется – ведь наиболее востребованная мебель зачастую требует срочного ремонта. Иногда почти готовую вещь мастеру приходится «бросать», переключаться на другую. На «Мосфильме» Сергей работает с 2016 года, начинал когда-то как реставратор книг, со временем сменил специализацию. Дело у него ответственное. Как правило, в руки реставратора мебель попадает в весьма плачевном состоянии – тут и работа по дереву, замена обивки, ремонт элементов крепежа... В данный момент Сергей реставрирует старое кресло.

- Пока зачищаю поверхность, дальше буду её «морить». Здесь недостает определенных элементов, придется вырезать самостоятельно. После морения - склейка, дальше лак, подгонка деталей, чтобы не поцарапать при сборке, а уж затем финальное покрытие лаком, - рассказывает об основных этапах работы реставратор.

Приемку готового изделия осуществляет хранитель фондов – оценка строгая. То же лаковое покрытие бывает разное – для матовой или глянцевой поверхности. Принцип железный – визуально вещь должна максимально соответствовать исторической эпохе.
ЛУЧШИЙ СКЛАД МЕБЕЛИ ДЛЯ КИНО
Пока элементы конструкции сохнут, Сергей проводит нас по мебельному отделу. Он состоит из целых 12-ти рядов – каждый по тридцать метров в длины и шесть в высоту! Здесь работникам ДКР помогает современная погрузочная техника. На складе используется адресная система хранения – всего здесь бережно хранится 4905 предметов мебели! Диваны, серванты, консоли, различные, гарнитуры, столы (журнальные, гостиные, ломберные, туалетные), стулья, этажерки, тумбочки, «стенки», каминные экраны, мебель для детского сада и медицинского кабинета.
Каждый предмет занесен в специальную электронную базу – с фото, указанием габаритов и подробным описанием. Есть также печатный каталог (на 700 предметов – прим.) Но это - для удобства клиентов. Сами же реставраторы могут найти нужный предмет с закрытыми глазами.

- Вот моя самая первая работа, - показывает Сергей. – Диван-банкетка. Не было ножки, вырезал самостоятельно. А вот это действительно старая вещь – шкаф 18 века, дерево, латунь. Якобинский стиль - смесь фламандских, французских и итальянских ренессансных влияний. Рядом шкаф – березовый, все элементы резные. Я его полностью перешлифовывал, он был черный – из карельской березы, это 19 век. Красивая резьба, глубокая! Вообще, большинство представленного здесь – вещи с историей, своей особой аурой.

Реставратор охотно делится профессиональными хитростями. Оказывается при определенном спиле за карельскую березу можно выдать… тополь. Впрочем, по словам Сергея, опытный глаз все равно заменит подмену. По словам мастера, в помещении, где хранится коллекция мебели важно поддерживать определенный уровень температуры и влажности. Есть мебель с покрытием, содержащим частицы сусального золота!

«Главный враг мебели - время, - подводит итог реставратор. - Каждой вещи необходим тщательный уход. Иначе мебель очень быстро теряет свой «товарный» вид».

Бережный подход «Мосфильма» к своим фондам традиционного высоко оценивают лучшие художники-постановщики отечественной киноиндустрии. Предметы из собрания мосфильмовского Дома костюма и реквизита можно увидеть в большинстве сегодняшних фильмов. Только за первое полугодие 2024-го для съемок различных проектов специалистами ДКР было выдано 2116 предметов мебели!
- В Москве это лучший склад мебели для кино однозначно! – подчеркивает руководитель мосфильмовского Дома костюма и реквизита Анна Тимофеева. - Спрос на мебель – высокий. Ведь у нас есть подлинные предметы мебели разных эпох, а это ценится! Что-то мы получаем в дар, что-то, исходя из текущих потребностей ищем и покупаем сами. Реставрация, честно говоря, не останавливается ни на минуту. Ведь и вновь приобретенная вещь, являясь по сути антиквариатом, зачастую также нуждается в ремонте.
МЕБЕЛЬ ДО И ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ

Диван до и после реставрации

Кресла до и после реставрации

Напольные часы до и после реставрации

По вопросам аренды мебели для съемок – Анна Тимофеева, руководитель Дома костюма и реквизита Тел.: +7 (499) 143-9529 Эл. Почта: dkr@mosfilm.ru