Часть 5. В.А.Рахальс, А.О. Никулин, В.В.Хватов, Г.П.Гольдштейн
Первая часть, вторая часть, третья часть, четвертая часть
К столетию киностудии «Мосфильм» сотрудниками Информационного центра «Мосфильм-инфо» проводится работа по воссозданию истории студии. В музейном архиве «Мосфильм-инфо» сохранился уникальный альбом с фотографиями Первой Госкинофабрики. На одной из фотографий запечатлены кинематографисты, стоящие у истоков будущей киностудии «Мосфильм» - режиссеры, операторы, художники, помощники режиссеров. В прошлом эта фотография была атрибутирована сотрудницей Информационного центра – Галиной Владимировной Голиковой (заведовала музейным архивом до 1999 года). Теперь хотелось бы прокомментировать этот снимок и рассказать о некоторых людях, которые создавали советское кинопроизводство и первые фильмы новой страны.
Режиссеры, операторы, помощники режиссеров Первой фабрики Госкино
Верхний ряд: Н.Ольшванг, В.Витольский, Г.Александров, А.Крюков, В.Хватов, В.Пудовкин, А.Головня, А. Никулин, Б.Свешников, Н.Васильковский;
Средний ряд: В.Рахальс, С.Эйзенштейн, Л.Кулешов, Б.Михин, Ч.Сабинский, Л.Мур, А.Роом, Г.Гольдштейн, С.Варламов;
Нижний ряд: Т.Блюм, Э.Тиссе, А.Левицкий, А.Разумный, С.Митрич.
На фотографии запечатлены два художника Первой Госкинофабрики – Василий Александрович Рахальс (1890-1942) и Андрей Осипович Никулин (1878 – 1945). Василий Александрович Рахальс был одним из первых художников зарождающейся киностудии «Мосфильм». В 1920-х годах он работал с С.Эйзенштейном, Л.Кулешовым, В.Юреневым, Ч.Сабинским, А.Роомом и другими режиссерами.
Фото В.А.Рахальса конца 1930-х годов
Среди фильмов художника В.Рахальса в 1920-х годах: «Стачка» (1924), «Броненосец «Потемкин» (1925), «Луч смерти» (1925), «Черное сердце» (1925), «Бухта смерти» (1926), «Ветер» (1926), «Предатель» (1926), «Ваша знакомая» (1927, «Приходите завтра» (1927), «Третья Мещанская» (1927), «Лихое золото» (1928), «Оторванные рукава» (1928), «Ее путь» (1929), «Иуда» (1929), «Когда зацветут поля» (1929), «Старое и новое» (1929). В работе над фильмами В.А.Рахальс старался по возможности не вмешиваться в работу режиссера, отводя художнику роль архитектора декораций, максимально приближенных к натуральным интерьерам и экстерьерам.
В кино… специфического художника нет и не должно быть. Разве можно выявить, какова должна быть живопись кино? Станковая? Макетная? Декоративная? Ни то, ни другое, ни третье. Постановке нужна, правда, реставрация вещи, а не живопись. Архитектор Рахальс доказал это в «Стачке», ставя павильоны без эстетических прикрас, а так, чтобы они были похожи на натуру. (Ф.Вл. Художник в кино-производстве. - Советский экран. -1925.- №10)
Кадр из фильма «Стачка»
Другая точка зрения – на активное вмешательство художника и при выборе натуры, и при разработке общего художественного решения картины – принадлежала Дмитрию Антоновичу Колупаеву, который, к сожалению, на фотографии отсутствует.
Андрей Осипович Никулин был художником-дорисовщиком или живописцем, он создавал дорисовки для комбинированных съемок. В 1924 году был зачислен на 1-ю Госкинофабрику и проработал на фабрике, ставшей впоследствии киностудией «Мосфильм», до конца своей жизни.
Фото А.Никулина 1930-х годов
Среди фильмов художника А. Никулина: «Теплая компания» (1924), «Аноха» (1932), «Изящная жизнь» (1932), «Город под ударом» (1933), «Новый Гулливер» (1935), «Тринадцать» (1937), «Завещание» (1937), «Руслан и Людмила» (1938), «Новая Москва» (1938). В 1930-е годы пробовал себя в качестве мультипликатора и участвовал в мультипликационных фильмах («Лиса и виноград», «Сказка о рыбаке и рыбке»). А.Никулин запатентовал несколько изобретений в области кино - в системе цветного кино, кинопроекционных аппаратов. (http://russkiy-peyzazh.ru/khudozhniki/nikulin-andrey-osipovich). А.Никулин создал на фабрике живописно-декоративную мастерскую.
Хотелось бы упомянуть еще об одном человеке на фотографии. Это оператор Василий Васильевич Хватов (р. 1898 - ?). Этот оператор был помощником Эдуарда Тиссэ.
Оператор Василий Хватов
Анатолий Головня вспоминал:
Весной 1924 года мы, студенты Государственного техникума кинематографии, хотели идти на практику на производство… Тогда мы пошли к Анатолию Васильевичу Луначарскому, и он написал в Главпрофобр. Я сидел в Главпрофобре до тех пор, пока не получил путевок. Получил поздно вечером, принес в ГТК, студенты распределили путевки. Мне и Васе Хватову досталась путевка в Госкино. Утром мы пришли на кинофабрику на Житной. Директор, Борис Александрович Михин, посмотрел на наши путевки и на одной написал: «Помощником к А.А.Левицкому», на другой: «Помощником к Э.К.Тиссэ».
Среди фильмов оператора В.Хватова: «Стачка» (1924), «Еврейское счастье» (1925), «Ветер» (1926), «Жена» (1927), «Красавица Харита» (1927), «Аня» (1927), «На повороте» (1929), «Твердый характер» (1930). Последний фильм, который снял В.Хватов - «Твердый характер», после 1930 года судьба этого человека теряется.
Среди кинематографистов на снимке - фотограф Г. Гольдштейн. Это был штатный фотограф Первой Госкинофабрики.
Фотограф Г. Гольдштейн
Во время работы над фильмом «Стачка» из-за отсутствия грамотного фотографа возникла проблема съемки сцены с водой. Поэтому администрация кинофабрики приняла решение о включении в штат фотографов высокого уровня. С тех пор на съемках всех фильмов присутствовали фотографы, благодаря которым мы можем воссоздать историю студии за 100 лет.