Версия для слабовидящих
3

К истории одной фотографии. У истоков «Мосфильма». Кинематограф 1920-х годов. Часть 4

19 сентября 2023
Анна Резанова
304

Часть 4. А.М.Роом, А.Крюков


Первая частьвторая часть, третья часть


К столетию киностудии «Мосфильм» сотрудниками Информационного центра «Мосфильм-инфо» проводится работа по воссозданию истории студии. В музейном архиве «Мосфильм-инфо» сохранился уникальный альбом с фотографиями Первой Госкинофабрики. На одной из фотографий запечатлены кинематографисты, стоящие у истоков будущей киностудии «Мосфильм» - режиссеры, операторы, художники, помощники режиссеров. В прошлом эта фотография была атрибутирована сотрудницей Информационного центра – Галиной Владимировной Голиковой (заведовала музейным архивом до 1999 года). Теперь хотелось бы прокомментировать этот снимок и рассказать о некоторых людях, которые создавали советское кинопроизводство и первые фильмы новой страны.


Режиссеры, операторы, помощники режиссеров Первой фабрики Госкино.jpg

Режиссеры, операторы, помощники режиссеров Первой фабрики Госкино



Верхний ряд: Н.Ольшванг, В.Витольский, Г.Александров, А.Крюков, В.Хватов, В.Пудовкин, А.Головня, А. Никулин, Б.Свешников, Н.Васильковский;

Средний ряд: В.Рахальс, С.Эйзенштейн, Л.Кулешов, Б.Михин, Ч.Сабинский, Л.Мур, А. Роом, Г.Гольдштейн, С.Варламов;

Нижний ряд: Т.Блюм, Э.Тиссе, А.Левицкий, А.Разумный, С.Митрич.


Выдающимся режиссером, стоявшим у истоков «Мосфильма» был Абрам Матвеевич Роом (1894-1976).


А.Роом.jpg

А. М. Роом


А. Роом по мнению кинокритиков вошел в так называемую «первую пятерку» кинорежиссуры 1920-х годов, наряду с С.Эйзенштейном, Л.Кулешовым, В.Пудовкиным, А.Довженко. Среди фильмов режиссера А.Роома 1920-х: «Гонка за самогонкой» (1924), «Бухта смерти» (1926), «Красная Пресня» (1926), «Предатель» (1926), «Третья Мещанская» (1927), «Ухабы» (1927), «Привидение, которое не возвращается» (1929) Для Роома в картине принципиальным был живой человек и его чувства, он считал, что формальный подход к кино – только ради создания красивого кадра – нужно исключить. 


Таким образом в фильмах Роома на первый план выходит актер: «Не актер, играющий, представляющий, а актер, настоящим образом выражающий те или иные ощущения, - правдиво и искренне». (Роом А. Мои убеждения.- Советский экран.- 1926.- №8).


На съемках фильма `Бухта смерти`.jpg

Режиссер А.Роом и оператор И.Славинский на съемках фильма «Бухта смерти»


В каждом десятилетии, по мнению киноведа Армена Медведева, у Роома был фильм, который выделялся из общего потока. В 1920-е это была скандальная картина «Третья Мещанская, или Любовь втроем», снятая по сценарию В.Шкловского.


До сих пор по просмотрам и рейтингам лента занимает самые высокие позиции среди отечественных фильмов. Фильм легок, интересен и сюжетом, и актерской игрой (Л.Семенова, В.Фогель, Н.Баталов), и бытовым обрамлением фильма с тщательно отснятыми оживленными улицами Москвы, необычными ракурсами зданий и скульптур (герой Н.Баталова реконструирует Большой театр), детальной зарисовкой повседневной благополучной жизни семьи рабочего.


О съемках Москвы вспоминал оператор Григорий Гибер:
К съемкам 3-й Мещанской приступили 23 августа еще до утверждения сметы. Началась ловля солнца. Мы встали в 3 час и в 4 уже снимали спящую Москву с автомобиля, с улицы и сверху с Института Ленина и Большого театра. Московское строительство на центральном телеграфе, стандартизированные дома – в Петровском парке.


На Большой театр (на подъемниках, в которых возят песок) по 10 раз, солнце обманывало: не успевали спуститься вниз ввиду явной безнадежности ожидания, - как солнце проглядывало, и мы снова начинали свой рейс. Особенно трудной была съемка на конях, когда Баталов играет на колеснице. Оператору пришлось сесть на голову одного из коней, аппарат стоял на лошадиной спине… (Гибер Г. Как снималась «Третья Мещанская».- Советский экран.- 1927.- №2)

На съемках фильма `Третья Мещанская`.jpg

Фото. На съемках фильма «Третья Мещанская»


Вещи комнаты рабочего были сняты с большим вниманием и с как бы «мещанским» любованием: занавески, горшки с цветами, скульптурки кошек, чернильница, настенный календарь под портретом И.В.Сталина, стаканы, самовар на шкафу, замещающий душ и, наконец, чайник – центральный предмет в фильме. Всё как бы дышит и живет своей веселой жизнью в обустраивающейся Москве. Надо отметить, что именно особая «жизнь» вещей в кино подвигла А.Роома к выбору профессии. 


В воспоминаниях «Как я стал режиссером» А.Роом рассказывал:

Я хотел найти тот первый укол в сердце, который решил мою жизнь...
Я вспомнил ...
Это был стакан воды.
Стакан воды, увиденный на экране только что открывшегося на главной улице моего родного города Вильно маленького кинематографа «Иллюзион». Это было одно из первых чудес нового искусства.
Сначала это был такой простой, такой обыкновенный, всем знакомый, нормальный стакан с водой.
Затем... началось превращение, и, ошеломленный, я увидел жизнь этого стакана, я увидел, что вода эта живет, борется, злорадствует, интригует.
Я увидел внутренний мир воды.
Волшебный кинематограф показал нам воду, как ее видит человеческий глаз через микроскоп.

Статья `Вещь на экране`.jpg

Статья `Вещь на экране`. Журнал «Советский экран», 1927 г., №41


В связи с А.Роомом можно упомянуть об еще одной фигуре на фотографии – А.Крюкове. А.Крюков был помощником режиссера. 


В своей статье «Как я мучил людей» о съемках фильма «Бухта смерти» А.Роом поделился рассказами о необычных случаях на съемках:

О сожжении Крюкова. Крюков – самый опытный кинематографический помреж. По собственной неосторожности он нарушил одно из основных правил бросания пиротехнической бомбы. С ним случится то же самое, что случится с красноармейцем, если он бросит бомбу или гранату не так, как это полагается по боевому кодексу. Ожог был первой степени. Крюков выбыл из строя всего на несколько дней. И по «выздоровлении» он стал еще более радостным… и более осторожным. (Роом А. Как я мучил людей (исповедь режиссера) // Советский экран.- 1925.- №35)

Помимо Крюкова на снимке – помощники режиссера: Н.Ольшванг, В.Витольский, Б.Свешников, Н.В.Васильковский, С.Варламов. У помощников режиссеров на Первой Госфильмофабике была своя отдельная комната.


Комната помошников режиссеров на кинофабрике.jpg

Комната помощников режиссеров на кинофабрике


Фотоматериалы Информационного центра «Мосфильм-инфо».

Пятая часть