Версия для слабовидящих
3

К истории одной фотографии. У истоков «Мосфильма». Кинематограф 1920-х годов. Часть 2

04 сентября 2023
Анна Резанова
325

Часть 2. Л.В.Кулешов, А.А.Левицкий

Первая часть доступна по ссылке

К столетию киностудии «Мосфильм» сотрудниками Информационного центра «Мосфильм-инфо» проводится работа по воссозданию истории студии. В музейном архиве «Мосфильм-инфо» сохранился уникальный альбом с фотографиями Первой Госкинофабрики. На одной из фотографий запечатлены кинематографисты, стоящие у истоков будущей киностудии «Мосфильм» - режиссеры, операторы, художники, помощники режиссеров. В прошлом эта фотография была атрибутирована сотрудницей Информационного центра – Галиной Владимировной Голиковой (заведовала музейным архивом до 1999 г). Нам хотелось бы прокомментировать этот снимок и рассказать о некоторых людях, которые создавали советское кинопроизводство и первые фильмы новой страны.

Режиссеры, операторы, помощники режиссеров Первой фабрики Госкино.jpg
Режиссеры, операторы, помощники режиссеров Первой фабрики Госкино


Верхний ряд: Н.Ольшванг, В.Витольский, Г.Александров, А.Крюков, В.Хватов, В.Пудовкин, А.Головня, А. Никулин, Б.Свешников, Н.Васильковский;
Средний ряд: В.Рахальс, С.Эйзенштейн, Л.Кулешов, Б.Михин, Ч.Сабинский, Л. Мур, А.Роом, Г.Гольдштейн, С.Варламов;
Нижний ряд: Т.Блюм, Э.Тиссе, А.Левицкий, А.Разумный, С.Митрич.




​Необходимо отметить, что многие фильмы 1920-х годов в СССР создавались в подражании американским приключенческим фильмам, вестернам и комедиям. Любителем американской темы был и Лев Владимирович Кулешов (1899-1970), представитель дореволюционной школы кино, теоретик и организатор учебной киномастерской в Государственном техникуме кинематографии. Среди его учеников -  В.И.Пудовкин,  Б.В.Барнет, А.С.Хохлова, В.П.Фогель.

Лев Кулешов.jpg

Л.В.Кулешов


​Среди фильмов режиссера Л. Кулешова в 1920-е годы: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Ваша знакомая» (1927), «Веселая канарейка» (1928), «Два-Бульди-Два» (1929). ​Фильм Л.В.Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», несмотря на критику кинематографистов, вызвал живой интерес у простого зрителя, среди рабочих людей, которые смеялись от души над похождениями ковбоя на улицах Москвы. 


Этот фильм был ценен и своей «хроникальностью»:
Кулешов…, пуская своего «ковбоя» по Моховой, по Красной площади, по Якиманке, мимо Александровского сада и храма Христа Спасителя… Москва снималась вполне хроникально, по принципу «непричесанной натуры». В уличное действо органично вкрапливались актеры. Кстати, из них «набирались» милиционеры. В распоряжение группы были представлены милицейские костюмы, которых актеры не снимали, что обеспечивало на улицах рядом со съемочной площадкой образцовый порядок. Ощущение достоверности среды сохранялось полное. Не случайно мы сейчас с жадным вниманием вглядываемся в натурные кадры «Мистера Веста» - перед нами оживает быт и обстановка тех неповторимых лет. (Громов Е. Лев Кулешов.- Москва, 1984.- с.149).

Кадр из фильма `Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков`.jpg

Кадр из фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»

​Наиболее удачной картиной Л.Кулешова считается фильм «По закону» (1926) Фильм был снят по рассказу Джека Лондона «Неожиданное». В отличие от легкого и подражательного «Мистера Веста» авторы фильма «По закону» сценарист В.Шкловский и режиссер В.Кулешов задумали картину как настоящую психологическую драму с раздумьями о сложных этических проблемах, которых кинематограф тех лет еще почти не затрагивал. Съемочная группа основательно подошла к выбору натуры для картины. Дикий северный Юкон был снят в Подмосковье и по воспоминаниям современников сами жители США признали пейзаж правдоподобным. Удачной находкой Кулешова стал образ одинокой сосны у реки «вобравший в себя представления о величавом равнодушии дикой природы, на фоне которой разыгрывается ужасная общечеловеческая драма». (Громов Е. Лев Кулешов.- Москва, 1984, с. 188).



Кадр из фильма `По закону`.jpg

Кадр из фильма «По закону»

Фильм «По закону» считается успешным и в актерском плане. Актеры А.Хохлова, С.Комаров, В.Фогель добились большой выразительности в передаче человеческих переживаний.
​В актерской игре Кулешов придерживался созданной им теорией «актера-натурщика», близкой «биомеханике» В.Мейерхольда. Согласно этой теории каждой эмоции соответствовало то или иное положение тела, рук, ног. Актер должен был владеть определенным заученным набором жестов, движений, четко вписанных в экранное пространство. «Прямолинейные» и «прямоугольные» движения отвечали эстетике конструктивизма.

 
​Л.Кулешов был сторонником определенной последовательности кадров, т.е. монтажа. Так, он придумал эффект, который впоследствии назвали «эффектом Кулешова». Эксперимент с актером И.Мозжухиным состоял в том, что, если один и тот же кадр с лицом актера совмещать с разными предметами, то выражение эмоций на лице будет меняться в зависимости от предмета: рядом с тарелкой супа герой смотрится как испытывающий голод, рядом с гробиком ребенка как скорбящий, с играющей девочкой – заинтересованный. Фильмы Льва Кулешова «Луч смерти» и «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» снимал талантливый оператор Александр Андреевич Левицкий (1885 – 1965).


А.А.Левицкий.jpg

А.А.Левицкий

До революции А.А.Левицкий был выдающимся фотографом-профессионалом, затем стал оператором, работал в ателье Тимана-Рейгардта. После Октябрьской революции снимал первый большевистский фильм «О попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне» (1918 г.), поездку М.Калинина на польский фронт и в районы армии С.М.Буденного. А.А.Левицкий возглавил операторскую мастерскую в Государственном техникуме кинематографии и стал учителем последующего поколения операторов – А.Головни, К.Кузнецова, Г.Блюма, А.Соколова, В.Беляева. Среди фильмов А.Левицкого в 1920-е гг.: «На крыльях ввысь» (1923), «Крест и маузер» (1925), «Черное сердце» (1925), «Яд» (1927), «Кафе «Фанкони» (1927), «Седьмой спутник» (1928), «Заводной жук» (1928г.).

Лео Мур писал о Левицком:
В работе со светом А.А. – маг и чародей. Обладает шестым чувством – чувством фотогеничности. В кинематографии ищется освещение не в буквальном смысле этого слова, а освещение в переносной смысле. Самое важное найти для кадра смысловое освещение… Задача освещения – выявить в объектах съемки их сущность, подчеркнуть самое главное. Отсюда применяемы А.А. «патистый» стиль освещения кадра: маловажное затемняется, особо важное – высветляется. (Мур Лео. Художник света // Советский экран.- 1929.- №5)


Третья часть