Версия для слабовидящих
3

К 90-летию со дня рождения Людмилы Кусаковой (1935 - 2020)

Главы
02 мая 2025
Редакция новостей
1714
Людмила Михайловна Кусакова – выдающийся художник кино, чья большая и успешная творческая биография неразрывно связана с «Мосфильмом». За десятилетия работы в кинематографе ею были созданы костюмы и декорации для советских и российских кинокартин «Анна Каренина», «Гранатовый браслет», «Айболит-66», «Обыкновенное чудо», «Покровские ворота», «Город Зеро», «Цареубийца», «Яды, или Всемирная история отравлений» и многих других. В день памяти Mosfilm.ru собрал отзывы коллег и друзей Людмилы Михайловны.

С режиссером, гендиректором «Мосфильма» Кареном Шахназаровым Людмилу Кусакову связывала плодотворная работа над семью полнометражными фильмами: «Город Зеро», «Цареубийца», «Сны», «День полнолуния», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Палата №6», «Исчезнувшая империя».

Карен Шахназаров: «Город Зеро» стал нашим первым совместным с Людмилой Михайловной опытом сотрудничества и, надо сказать, она сразу произвела на меня колоссальное впечатление. Созданная ею декорация «Музей», куда попадает герой Леонида Филатова – это феноменальная была работа! Я, конечно, ставил перед ней определенные задачи, но одно дело сценарий, слово, а она правильно всё это увидела, очень точно воплотила замысел в масштабную декорацию.

Фрагмент декорации в фильме «Город Зеро» (1988)

Вообще, работа с Людмилой Михайловной Кусаковой – это большой этап моей жизни. Она была большим мастером, выдающимся во всех отношениях художником кино. С невероятным чувством стиля, необыкновенной эрудицией, тонким художественным чутьем. При этом её отличали особенная интеллигентность и в то же время принципиальность.
Она оказала на меня огромное влияние – я очень многому у нее научился. Прежде всего, пониманию художественного образа. У нее был абсолютно свой неповторимый художественный стиль! К примеру, когда она строила в павильоне декорацию – её стены всегда имели определенный наклон, определенный угол. Она специально как бы нарушала привычную глазу геометрию. Я кстати, не сразу это обнаружил. Один раз ставил кадр, вижу – стена вроде как «уходит». Понимаю, дело не в камере. Говорю: «Мил, у тебя стена неровная!» А она мне в ответ: «Я всю жизнь так делаю!» То есть, в её понимании в кино не должно и не может быть буквального воспроизведения реальности. Вот это привнесение некой «аномалии» в кадр, небуквальность говорят о ней как о выдающемся, даже великом художником кино.
Это был человек, фанатично преданный своему делу. Надо понимать, что это за профессия. Здесь мало нарисовать эскиз - его нужно воплотить в декорацию! Построить такие стены – легло ли? Они же были у нее все время под наклоном – все! Для такой работы надо иметь характер. При всей её внешней мягкости, она порой доводила работников нашего «Декорстроя» до исступления, добиваясь нужной фактуры, цвета…

Карен Шахназаров и Людмила Кусакова на съемках фильма «Цареубийца» (1991)

И тут какую её работу ни вспомни – для картины «Яды» она построила в 1-м павильоне феноменальную просто декорацию, при этом придумала и создала большую часть оригинальных костюмов, сложный грим… В «Цареубийце» она воссоздала интерьеры дома Ипатьева, где была расстреляна семья императора Николая II – нашла чертежи уже снесенного к тому моменту здания, редкие фотографии. Для «Всадника по имени Смерть» она построила натурную площадку «Старая Москва». Столько лет прошло, а она работает! Да, улицы перестраиваются, но «основа» декорации под открытым небом была сделана именно Людмилой Михайловной Кусаковой».

На съемочной площадке фильма «Всадник по имени Смерть» (2004)

Один из самых известных и востребованных художников современного российского кино, обладатель многочисленных кинематографических премий Сергей Февралев – выпускник курсов «Мосфильма» - свои первые шаги в профессии делал в сотворчестве с Людмилой Михайловной Кусаковой.

Сергей Февралев: «Могу сказать, что Людмила Михайловна сразу поставила передо мной очень высокую профессиональную планку, которой необходимо было соответствовать. Причем, мелочей для нее не было. Например, плохой эскиз она просто могла перечеркнуть. Подход «Нарисую, чтобы просто «отчитаться» с ней никогда не срабатывал. Но если ты «вложился» в эскиз – собрал материал, придумал нечто оригинальное - она всегда оценивала это по достоинству. Наблюдая за её подходом к работе, невольно приходила мысль, что художник все время должен производить что-то настоящее, творческое, большое - то, что до тебя никто еще не делал. С тех пор я на этих позициях и стою. Вообще позицию художника кино, его статус она заявляла и всегда оценивала очень высоко.

Сергей Февралев и Людмила Кусакова

Она очень ярко заявила о себе и в самом начале – как художник по костюмам - в «Айболите-66», в «Чайковском»… Вообще ей везло с режиссерами. Она смогла раскрыться у Марка Захарова в «Обыкновенном чуде» - от режиссера исходила задача создать мир нереалистичный, сложный – так что на этой картине Людмила Михайловна смогла полностью, так сказать, раскрыть «крылья». Или ее работа в картине Сергея Юткевича «Ленин в Париже» - режиссер легко шел на авангардные ходы. Там есть, например сцена на Монмартре, сделанном из плоских фанерных расписанных щитов. То есть, они не строили дома «в объеме», а как бы «писали» их на плоскости - этот ход она потом использует и в других картинах.

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1979)

Известно, например, что стены своих декораций она специально строила криво - считая, что мир несовершенен, и это несовершенство прекрасно. Но как ни парадоксально – в этом была художественная правда! Кривые стены, скрипучие полы, покосившиеся двери, какие-то ступеньки – ее миры зачастую неправильные, несовершенные. Но чем «кривее» мир, тем он, как ни странно, на экране выглядит цельным, настоящим.
У меня есть личный список из пятнадцати художников кино, которые, как я считаю, повлияли на эволюцию киноязыка. И Людмила Михайловна, безусловно, входит в число этих мастеров. Она пришла в кинематограф, как настоящий авангардист – со своей сложной стилистикой. На протяжении всей своей карьеры она активно экспериментировала, и многие её эксперименты до сих пор используются в кино – уже другими поколениями художников».

Советский и российский оператор, Народный артист РФ Владимир Климов называет работу с Людмилой Кусаковой большой профессиональной и личной удачей – вместе они работали над созданием пяти художественных фильмов.

Владимир Климов: «Мы познакомились на картине Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского. Это была огромная работа. Потом в разные годы пересекались на других проектах, менее значительных, а снова по-настоящему серьезное сотрудничество ждало нас на площадке фильма «Яды, Или Всемирная история отравлений» Карена Георгиевича Шахназарова. Здесь она явила мышление крупного художника кино. Людмила Михайловна понимала, что такое кино требует больших декораций, больших павильонов. И она справилась со всеми поставленными задачами блестяще!

На этапе подготовки к съемкам картины «Всадник по имени Смерть», действие которой происходит в начале ХХ века, возникла идея построить комплексную декорацию – городское пространство, стилизованное под старую дореволюционную Москву. Мы вместе с Людмилой Михайловной, с Кареном Георгиевичем много работали вместе – разрабатывали концепцию, детали. В свое время этот проект много критиковали, но время показало, что это решение было правильным. Нашу «Москву» я сегодня вижу почти в каждой исторической картине – и фильмах, и в сериалах. А Людмила Михайловна там сделала совершенно удивительные вещи! Она вообще очень долго жила в центре, очень много гуляла по старой Москве - у нее была целая архитектурная «картотека» в голове всегда, которую она частично перенесла и в эту декорацию. Ну и замечательная идея её – вписать в декорацию брусчатую мостовую.
Людмила Михайловна Кусакова была потрясающим художником, которой удалось сказать совершенно своё особое слово в кинематографе. Посмотрите, какие поразительные картины входят в её фильмографию!

Людмила Кусакова (1935 - 2020)

Она обладала оригинальным образным мышлением - придумывала такие вещи, которые никому бы и в голову пришли. Знаете историю часов из «Обыкновенного чуда»? Она нашла их на свалке, принесла на «Мосфильм» - и над ней все очень смеялись, пока эти часы не появились на экране. И, оказалось, что это, в общем-то, совершенно новое слово в кино – новый оригинальный взгляд художника.
В то же время, она всегда была человеком жестким, отстаивающим своё мнение, своё решение. Людмила Кусакова – пример целеустремленного человека, очень волевой женщины».
Владимир Климов – один из авторов документального фильма «Женщина, которая строила города», посвященного памяти Людмилы Кусаковой. Картина была снята незадолго до ухода Людмилы Михайловны из жизни. Фильм доступен к просмотру на всех официальных онлайн-ресурсах «Мосфильма». Приятного просмотра!
НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

1974 — Заслуженный работник культуры РСФСР (28 марта 1974 года) — за заслуги в области советской кинематографии
1983 — Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1983 года (27 октября 1983 года) — за художественный фильм «Ленин в Париже»
1995— Премия «Ника» (За лучшую работу художника, фильм «Барышня-крестьянка»)
1995 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (19 октября 1995 года) — за заслуги в области искусства
1999 — Золотая пушкинская медаль «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры»
2000 — МКФ «Лістапад» в Минске (Спец. диплом жюри кинематографистов — за работу художника-постановщика, фильм «Дом для богатых»)
2003 — Государственная премия Российской Федерации в области киноискусства 2002 года (5 июня 2003 года) — за художественный фильм «Звезда»
2004 — Народный художник Российской Федерации (10 марта 2004 года) — за большие заслуги в области искусства
2006 — Премия «Ника» (За лучшую работу художника, фильм «Андерсен. Жизнь без любви»)
2008 — Премия «Золотой орёл» (за лучшую работу художника-постановщика) (фильм «Волкодав»)