Версия для слабовидящих
3

К 90-летию Олега Басилашвили

Главы
26 сентября 2024
Редакция новостей
909
26 сентября отмечает юбилей народный артист СССР Олег Валерианович Басилашвили. Его фильмография насчитывает около ста ролей, театральных работ — еще больше. Mosfilm.ru вспоминает основные вехи жизненного и творческого пути выдающегося актёра.

РАННИЕ ГОДЫ, ТЕАТРАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

Олег Валерианович Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве. Его отец Валериан Басилашвили был родом из грузинских крестьян, участвовал в Сталинградской битве, после войны работал директором Московского политехникума связи. Мать, Ирина Ильинская, – доктор филологических наук, автор «Словаря языка Пушкина», происходила из семьи известного архитектора. Старший сын супругов Басилашвили ушёл добровольцем на фронт, где вскоре погиб.

В 1956 году Олег Басилашвили окончил Школу-студию МХАТ (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре имени А.П. Чехова, курс Павла Масальского. Его однокурсниками были такие известные артисты, как Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и Татьяна Доронина.

С 1956 года работал в Сталинградском драматическом театре, затем перешел в Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола (ныне Театр-фестиваль «Балтийский дом»).

Олег Басилашвили в фильме «Возвращение "Святого Луки"» (1970)

С 1959 года он работает в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова (БДТ), где является одним из ведущих актеров. Среди ролей, сыгранных им на этой прославленной сцене, – Прозоров в «Трех сестрах», Войницкий в «Дяде Ване» Чехова, Хлестаков в «Ревизоре» Гоголя, Серпуховской в «Истории лошади» Толстого, Джингль в «Пиквикском клубе» по Чарльзу Диккенсу, Креон в «Антигоне» Жана Ануя, Простой человек в «Энергичных людях» Василия Шукшина, Копылов в «Тихом Доне» Михаила Шолохова, Лыняев в «Волках и овцах» Александра Островского, Мамаев в «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, Барон в «На дне» Максима Горького, Гаев в «Вишневом саде» Антона Чехова и др.
В свои почтенные годы актер занят в текущем репертуаре театра: спектаклях «Дядюшкин сон» Федора Достоевского (Князь К), «Лето одного года» по пьесе Эрнеста Томпсона «На Золотом озере» (Норман Тэйер) и «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха (Гарри Уэйд).
РОЛИ В КИНО
Первое появление Олега Басилашвили в кадре состоялось ещё в детстве: в картине 1939 года «Подкидыш» его можно увидеть в эпизодической роли мальчика на велосипеде. В последующие годы, будучи актером, прежде всего театральным, он сыграл еще несколько второстепенных персонажей. Формальным дебютом в кино для Басилашвили стала роль в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста» (1956), а вот первой настоящей крупной работой стала картина «Вечный зов» (1973). Зритель по достоинству оценил созданный артистом образ офицера-белогвардейца Арнольда Лахновского, получившийся глубоким и правдоподобным.

Олег Басилашвили в роли Бузыкина («Осенний марафон», 1979)

Вообще 1970-е стали для артиста настоящим «прорывным» десятилетием в кинематографе - всесоюзная слава обрушилась на Олега Басилашвили уже после сорока лет. В комедии «Служебный роман» (1977) Олег Валерианович сыграл роль Юрия Самохвалова, заместителя «мымры» Калугиной, роль которой исполнила Алиса Фрейндлих. После выхода картины Басилашвили получил множество гневных писем от зрителей, которые были возмущены подлым поступком его персонажа. Похожий рисунок роли обнаруживается и в графе Мерзляеве – персонаже Басилашвили в комедии «О бедном гусаре замолвите слово» (1980). Но если Эльдар Рязанов первоначально разглядел в фактуре артиста красавца – подлеца, то Георгий Данелия увидел в Басилашвили другой тип героя – тихого интеллигента, мучающего своей бесхарактерностью и себя, и окружающих. Так на экране появился герой «Осеннего марафона» (1979)- переводчик Андрей Бузыкин, ставший в какой-то мере символом свой приглушенной эпохи. Этот образ перекликается с другой ролью Олега Басилашвили – пианиста Платона Рябинина в «Вокзале для двоих» (1982), взявшего на себя вину за преступление, которого не совершал. Стоит заметить, что в отличие от многих своих экранных героев, в жизни Олег Басилашвили — человек твердых, а порой и непримиримых принципов.

Кстати, чуть ранее в 1975 году режиссер Эльдар Рязанов, в итоге и открывший артиста массовому зрителю, пригласил Олега Басилашвили на роль Ипполита в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». Но по личным обстоятельствам Басилашвили отказался от съемок. Вместо него Ипполита сыграл Юрий Яковлев. Однако в фильм вошел эпизод, когда главная героиня поднимает со снега фотографию своего жениха: на снимке, сделанном на этапе фотопроб, вместо Яковлева запечатлен Олег Басилашвили.

Отдельный этапом в творчестве выдающегося артиста стали его работы с режиссером Кареном Шахназаровым. В хите советского проката 1986-го года – фильме «Курьер» - он сыграл роль отца возлюбленной Ивана – профессора Кузнецова. Пафосный монолог его персонажа в адрес главного героя («Мы, наше поколение, желаем знать…») стал нарицательным, как и сам образ профессора, ставший олицетворением поколения вечно недовольных «отцов».

На съемках фильма «Курьер» (1986)

В фантасмагории «Городе Зеро» Олег Басилашвили блестяще воплотил на экране образ представителя интеллигенции либерального толка – писателя Чугунова. А роли в последующих картинах «Сны» (1993) и «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001) лишь подтвердили широчайший диапазон Олега Валериановича. Как выдающемуся представителю русской драматической традиции ему оказались подвластны любые перевоплощения – от полусумасшедшего пенсионера Прохорова до Римского Папы Александра VI.

В фильме «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001) Олег Басилашвили сыграл две роли

В последующие два десятилетия Олег Басилашвили продолжал активно сниматься. В 2005 году актера утвердили на роль Воланда в сериале «Мастер и Маргарита», несмотря на то, что актеру на момент съемок уже исполнился 71 год – а булгаковский персонаж по книге был значительно моложе. Но Воланда в исполнении Олега Басилашвили и зрители, и критики до сих считают самым лучшим! Всего Олег Басилашвили исполнил в кино более 80 ролей. Его неповторимое обаяние, сочувственное и слегка ироничное отношение к своим героям сочетается с удивительной естественностью актерской игры, возможно потому картины с его участием до сих пор любимы всеми поколениями зрителей. Кроме того, Олег Басилашвили – виртуозный чтец, радиоспектакли и постановки с его участием пользуются огромной популярностью слушателей и сегодня.

Актерские перевоплощения Олега Басилашвили в фильме «Сны» (1993)

Олега Басилашвили - обладатель многочисленных театральных и кинопремий: «Золотой маской» за роль князя К. в спектакле «Дядюшкин сон», «Никой» в номинации «Честь и достоинство», «Звездой театрала» в номинации «Легенда сцены». В 2019 году памятный знак с именем артиста появился на Аллее звезд в Санкт-Петербурге. Актёр также имеет множество государственных наград и премий: в 1984 году Басилашвили было присвоено звание народного артиста СССР. Он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979). Награжден российскими орденами Дружбы (1994), «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней, орденом Почета и др. Имеет благодарность президента России (2020).
В эти дни в честь 90-летия Олега Басилашвили в холле главного корпуса «Мосфильм» проходит выставка, в рамках которой представлены малоизвестные фотографии выдающегося актера, кадры из фильмов с его участием, интересные моменты со съемок всенародно любимых фильмов.

Коллектив «Мосфильма» сердечно поздравляет Олега Валериановича с юбилеем, желает ему здоровья, благополучия родным и близким людям и всего самого доброго!