Версия для слабовидящих
3

К 80-летию со дня рождения режиссера Сергея Соловьева (1944 - 2021)

Главы
23 августа 2024
Татьяна Григорьева, Редакция новостей
143
Он был верен себе, своему призванию снимать так, как чувствует, и в зависимости от той картины мира, которую созерцает его герой. Именно от этой трогательной созерцательности его фильмы наполнены поэтически светлым восприятием, теплящейся надеждой на благополучный исход.

Он пришел в кино совсем молодым – в буквальном смысле. Когда в 1968 году студент-дипломник ВГИКа Сергей Соловьев – ученик М. Ромма и А. Столпера - появился на «Мосфильме» ему было всего 24 года, и он был самым молодым режиссером не только прославленной киностудии, но и всего советского кинематографа. Так он и жил в искусстве - в постоянной творческой активности, в непрекращающемся ритме и беспрерывной динамике жизни, где каждый фильм был совершенно не похож на предыдущий или последующий. Исключением можно считать стилистически единую андеграундную трилогию - «Асса», «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Дом под звездным небом» - и триединство о детстве - «Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой». Последнюю ярко отличает палитра чувств, важность и необходимость выразить тот внутренний мир и противоречия, охватившие героя, но так сложно проявляющиеся в диалогах и поступках, будто режиссер и сам сомневается, как разрешить конфликт сердца и разума.

Сергей Соловьев на съемках фильма «Сто дней после детства» (1975)

Соловьев никогда не боялся экспериментов: после дебютных экранизаций классических произведений («Станционный смотритель», «Егор Булычов и другие», две новеллы для киноальманаха «Семейное счастье» по Чехову), режиссер переходит к съемкам фильмов по собственным сценариям. Он многому учится у своих коллег по съемочному процессу на «Сто дней после детства». Достигает подлинного мастерства в поздних картинах: от наивной недосказанной рефлексии, переходя к более сложным, глубинным вопросам: о ценности бытия, человеческого предназначения, что созерцание момента - это и есть бытие.

Творческим кредо Сергея Александровича было посвящение себя выбранному делу - кинорежиссёр, сценарист, продюсер, педагог. А ещё талантливый рассказчик, написавший многотомник о встрече с разными людьми на своем жизненном пути. Тем не менее, Соловьев считал себя, в первую очередь, режиссером, а потом уже писателем. Но многие его произведения написаны живым слогом, литературным языком и неповторимым стилем. Впоследствии довольно часто режиссер брал за художественную основу для будущего фильма именно свои оригинальные произведения, становившиеся литературными сценариями.

Писательский талант позволил ему сблизиться с молодежью, став для нее на определенном этапе едва ли властителем умов. Центральной фигурой фильмов Соловьева стал странный, не вписавшийся ни в какие рамки герой с его отрешенностью, бездействием, спокойным созерцанием действительности – герой-наблюдатель. Вспомним Бананана из фильма «Асса» или Александру из картины «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви».

Это поколение отрешенных и отчаянных воздвигло Соловьева на пьедестал небывалой высоты. Фильм «Асса» (1987) затмил славу всех вместе взятых картин режиссера. Ленту, где воспевается истинный поток жизни, называли «глотком свежего воздуха перестройки», вестником перемен на рок-волне, подаривших плеяду знаменитых музыкантов во главе с Виктором Цоем.

Виктор Цой в фильме «Асса» (1987)

До поры как будто обычный советский режиссер – не бунтарь, но принципиальный человек - Сергей Александрович не припоминается в конфликтах, скандалах, ему редко приходилось доказывать свою правоту перед худсоветом или редколлегией, как многим другим его коллегам. Каким нам представляется Сергей Соловьев сегодня? И глубоким философом, и прямолинейным «оратором», а порой и «хирургом» человеческих душ, в разрезе которых проявляется метафизика жизни.

Его фильмы-манифесты гипнотизируют ненавязчивой правдой жизни, движимой чувствами людей. В то же время его картины – это всегда призыв к человеку. Но призыв не «прилизывать», не завуалировать действительность (чему противостоят герои «Ассы» на фоне запоздалых лозунгов социализма 1980-х годов), а быть открытым для всего нового, ещё неведомого. И в этом смысле фильмы Сергея Соловьева будут актуальны всегда, как требующая постоянного движения и обновления человеческая жизнь.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (полнометражные режиссерские работы)

1969 Семейное счастье (новеллы «От нечего делать» и «Предложение»)

1971 Егор Булычов и другие

1972 Станционный смотритель

1975 Сто дней после детства

1976 Мелодии белой ночи

1980 Спасатель

1982 Наследница по прямой

1986 Чужая белая и рябой

1987 Асса

1989 Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви

1991 Дом под звёздным небом

1994 Три сестры

2000 Нежный возраст

2003 О любви

2007 2-Асса-2

2009 Анна Каренина

2010 Одноклассники

2016 Ке-ды


Позиция автора может не совпадать с позицией редакции сайта Mosfilm.ru