В отечественной культуре есть имена, чье творчество не просто отражает время, а во многом и формирует его. Никита Сергеевич Михалков — из их числа. В год 80-летия режиссера, Народного артиста РСФСР, продюсера, Героя Труда РФ, трижды Лауреата Госпремии РФ, обладателя множества международных наград и званий мы с особым чувством оглядываемся на большой творческий путь кинематографиста, неразрывно связанный с «Мосфильмом». Mosfilm.ru вспоминает картины режиссера, снятые им на главной киностудии страны. Именно здесь, в знаменитых павильонах и на натурных площадках, рождались фильмы, становившиеся событиями не только в кинематографической, но и культурной жизни страны.
Его дебют – дипломная короткометражная работа «Спокойный день в конце войны» (1970), снятая на «Мосфильме» в творческом объединении «Время», стала скромной, но уверенной заявкой на главную тему творчества — тему памяти и ценности человеческой жизни на фоне истории. Последовавший через четыре года полнометражный «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) буквально взорвал все жанровые каноны, сплавив воедино вестерн, притчу и драму. Кадр за кадром картина была снята с такой визуальной мощью и энергией, что стало ясно — в отечественное кино пришел режиссер уникального таланта.
С актрисой Натальей Аринбасаровой на съемках к/м «Спокойный день в конце войны» (1970)
В роли атамана Брылова («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974)
«Раба любви» (1975) утвердила Михалкова как виртуозного стилиста, с иронией и грустью размышляющего о судьбе искусства – в данном случае кинематографа - в водовороте истории. Последовавшая следом «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)— некий эталон «чеховского кино», где режиссер создал на экране удивительно плотную, дышащую атмосферу уходящей эпохи, где каждая пауза, каждый взгляд говорят громче слов.
На съемках фильма «Раба любви» (1975)
Никита Михалков и Александр Адабашьян на съемках фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)
В картине «Пять вечеров» (1978) по пьесе Александра Володина, Михалков заявил о себе как о зрелом мастере психологического кино. Эта картина, с ее камерностью, пронзительным диалогом взглядов и удивительной работой с актерами (Людмила Гурченко и Станислав Любшин), стала эталонной. Это история не о войне, но о её отголосках в человеческих душах, о заново обретаемом счастье, о тихом мужестве простых людей.
С Людмилой Гурченко на съемках картины «Пять вечеров» (1978)
В «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова» (1979) Михалков совершил почти невозможное — нашел зрительный эквивалент тончайшей литературной материи романа Гончарова, создав гипнотически красивое размышление о красоте лени и трагедии безволия.
Никита Михалков на съемочной площадке фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979)
В трагикомедии «Родня» (1981) Михалков как режиссер создает пронзительный образ простой русской женщины в исполнении Нонны Мордюковой, а как актер является автором одной из самых запоминающихся эпизодических ролей. Миниатюра, сыгранная с фирменным михалковским обаянием, иронией и точностью, стала блестящим актерским шедевром, подтвердив его уникальный дар перевоплощения даже в крошечном экранном времени.
Никита Михалков и Нонна Мордюкова на съемках фильма «Родня» (1981)
При этом актерский диапазон Никиты Михалкова поражает своей широтой и многогранностью. Он с равным успехом мог воплощать на экране и харизматичных героев-любовников, и глубоких, надломленных драматических персонажей. Его талант — это редкий сплав мощной мужской энергетики, тонкой интеллектуальной иронии и глубочайшей, почти чеховской, психологической нюансировки. Вспомним рефлексирующего Николая Трилецкого в «Неоконченной пьесе для механического пианино», эффектного атамана банды Брылова в «Своем среди чужих...», балагура-нефтяника Алексея Утюжанина в «Сибириаде» или невероятно обаятельного, но жестокого и циничного Паратова в «Жестоком романсе». Каждая его роль — это законченный портрет, вылепленный с ювелирной точностью и внутренним наполнением.
Никита Михалков в роли Паратова в фильме «Жестокий романс» (1987)
Отдельного упоминания заслуживает и фильм «Без свидетелей» (1983)— виртуозный режиссерский и актерский этюд, разворачивающийся в реальном времени в рамках одной квартиры. Эта картина, построенная на диалоге всего двух героев (Ирина Купченко и Михаил Ульянов), стала образцом напряженной психологической драмы, где камера ловит малейшие нюансы чувств. Она подтвердила, что Михалков-режиссер в равной степени владеет и масштабной эпической формой, и искусством камерной интимности.
С артистом Михаилом Ульяновым на съемках фильма «Без свидетелей» (1983)
С 1987 года Никита Михалков осуществляет кинопроизводство под брендом студии «ТриТэ» — советском и российском творческо-производственном объединении, созданное им с единомышленниками. Вершиной творчества Никиты Михалкова, его главной победой зачастую считается эпическая драма «Утомленные солнцем» (1994). Эта картина — глубокое философское высказывание режиссера, трагическая фреска о том, как большая эпоха, ломая судьбы, безжалостно перемалывает жизни самых разных людей. Получение «Оскара» и Гран-при Каннского фестиваля стало не просто личным триумфом Никиты Михалкова, но и триумфом нового российского кинематографа, доказавшего свою конкурентоспособность на мировой арене.
Никита Михалков на «Мосфильме» (2000-е гг.)
Для отечественного кинематографа фильмы Никиты Михалкова — это золотой фонд, высочайшая планка профессионализма и авторского стиля. Он — продолжатель традиций великого русского психологического кино, которые он сумел облечь в современную и доступную всему миру форму. Он доказал, что российское кино может быть и глубоким, и зрелищным. Для мирового киноискусства — Никита Михалков остается одним из самых ярких и значительных русских режиссеров, голосом, который слышен и понятен далеко за пределами его родины. Его лучшие работы — это вклад в мировую сокровищницу кинематографа, рассказывающий о русской душе и русской истории с пронзительной искренностью и художественной мощью.
«Никита Сергеевич Михалков – огромная фигура не только для отечественной культуры, но и для общественной жизни страны. Масштаб его личности трудно переоценить. Выдающийся режиссер и актёр, кроме того, выдающийся общественный деятель, оказывающий огромное влияние на формирование мировоззрения нашего общества. Как человек, знающий его многие годы, могу сказать, что это Никита Михалков - человек необыкновенного обаяния и колоссальной энергии, с прекрасным чувством юмора! Никита Сергеевич – настоящий пассионарий. За свою жизнь он сделал и сегодня делает очень много – при этом его всегда сопровождает успех. Он из той когорты людей, чей успех является чертой характера! Почему? Потому, что он всегда при деле, всегда активен, а успех, как известно, приходит туда, где есть действие, усилие воли. Любые, самые непростые времена он переживал как настоящий боец, сохраняя оптимизм, силу духа. Так что желаю дорогому Никите Сергеевичу, прежде всего, здоровья! Люди его масштаба всегда очень важны для страны, для всех нас. Энергии ему хватает с лихвой, поэтому крепкого здоровья и долгих лет!» - отметил в поздравлении юбиляра генеральный директор «Мосфильма», кинорежиссёр Карен Шахназаров.
Коллектив «Мосфильма» присоединяется к многочисленным поздравлениям Никиты Сергеевича Михалкова с 80-летним юбилеем! Здоровья Вам, сил и новых замыслов, чтобы мы, Ваши близкие, коллеги, друзья и миллионы зрителей могли и дальше восхищаться Вашим могучим талантом.