19 января кинорежиссер и Народный артист РФ, член правления Киноконцерна «Мосфильм» Вадим Абдрашитов отметит 75-летие. Уже сейчас в холле главного корпуса «Мосфильма» открыта тематическая выставка, посвященная его творчеству. Она входит в программу экскурсии по киностудии. В экспозиции представлены кадры из фильмов и архивные фото рабочих моментов съемок фильмов.
Режиссер Вадим Юсупович Абдрашитов
Вадим Абдрашитов пришел в режиссуру не сразу, а приобретя достаточный жизненный опыт. Именно эта «зрелость», осмысленность, желание постичь суть явлений и отобразить все тонкости человеческих характеров и стала отличительной чертой его кинематографа. До поступления во ВГИК в мастерскую М. И. Ромма (после его смерти продолжил обучение у Л. А. Кулиджанова) окончил кафедру кибернетики химико-технологических процессов Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева. В 1967—1970 годах работал на Московском электровакуумном заводе.
Фото со съемок фильма «Слово для защиты»
Работу на киностудии «Мосфильм» Вадиму Юсуповичу предложил руководитель творческого объединения «Товарищ» Юлий Райзман. Вадим Абдрашитов создавал свои картины в соавторстве с драматургом Александром Миндадзе. Он снял киноленты «Слово для защиты», «Поворот», «Охота на лис», «Остановился поезд», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга», «Армавир», «Пьеса для пассажира», «Время танцора», «Магнитные бури» и др.
Сейчас Вадим Юсупович ведет активную преподавательскую деятельность – он профессор и руководитель мастерской на кафедре режиссуры игрового фильма во ВГИКе. На курсах «Мосфильма» многократно проводились творческие встречи с режиссером.
Фото со съемок фильма «Поворот»
В журнале «Искусство кино» (1987) критик Лев Аннинский в статье «Мягкость Свинца» или Загадка Абдрашитова» выделяет общие черты творческого почерка режиссера:
«Я по пальцам могу сосчитать отечественных кинорежиссеров, которые на памяти нынешнего зрительского поколения, то есть за последние 25-30 лет сделали нечто большее, чем этапные кинофильмы, обновили сам киноязык; но в каждом таком случае я могу, что называется, «накрыть следы» обновления: найти его стилистические признаки. Тут можно вспомнить и парадоксальную аттракционность, и лирическую интроспекцию души, и монтаж медленный, и монтаж стремительный, и магию цвета, магию документа, символику, и подсмотренную реальность, и киноэффект пустоты, вакуума, бездны, и киноэффект тесноты, мешающей мельтешни и «заслоняющей детали», – знатоки нашего кино легко подставят здесь имена. <…> Однако загадка состоит в том, что Вадим Абдрашитов, который по всему чуемому мной эффекту его искусства, обновляет самый язык кино, – не имеет для этого эффекта никаких внешне схватываемых приемов».
По мнению критика, причина феномена Абдрашитова кроется в драматургии, но не является одной лишь заслугой сценариста, ни в коем случае не сводится к удачным сценариям. Режиссура в воплощении творческого замысла имеет первостепенное значение. Лев Аннинский считает ключевым в фильмах Вадима Абдрашитова «поворот смысла» – зло таит в себе добро, и наоборот. Зритель сопереживает центральным персонажам, принимает их точку зрения, но лишь на некоторое время. По ходу развития сюжета возникают сомнения в правоте, казалось бы, героя-протагониста, в изначальной версии развития событий.
Фото со съемок фильма «Парад планет»
Фильмы Вадима Абдрашитова можно назвать «кинематографом вопросов и сомнений», они нелинейны, но не в своем сюжете, который чаще всего понятен и прозрачен, а в логике развития персонажей. Режиссер показывает, что ни один постулат не является незыблемым, ничего нельзя принимать на веру, никогда нельзя переставать думать. Даже если переживания и эмоции берут верх – это не дает права огульно обвинять и оправдывать.
Мы очень сопереживаем Белову и Беликову, Плюмбуму, его родителям и Соне, шестерым сорокалетним героям «Парада планет», журналисту, следователю и погибшему машинисту в фильме «Остановился поезд» и многим другим героям. Но все же кинематограф Абдрашитова учит самому трудному – уметь абстрагироваться от столь живых эмоций и трезво оценить ситуацию в контексте всех причин и последствий, всех факторов развития. Герои не «в вакууме», они не заданные, не «брошенные» в какую-либо ситуацию в экзистенциальном смысле – так случилось и все.
Фото со съемок фильма «Плюмбум, или Опасная игра»
Причины каждой конкретной ситуации намного интереснее кульминационных драматичных моментов. Вадима Абдрашитова можно назвать режиссером-социологом, но его исследования представлены не «в лоб», не как изложенный по пунктам план, врачебный или милицейский отчет. Намеки на причины события расставлены, как маяки, которые нужно обязательно увидеть в тумане.
К примеру, аспект становления Плюмбума после выхода фильма вызвал очень много вопросов. Некоторые критики считали, что оно никак не представлено. Тем не менее, генезис этого героя происходит как бы невзначай – во внешне благополучной семье вскользь показана отчужденность. Она проиллюстрирована не серьезными разговорами и давящей атмосферой, а между строк, в быту: в совместном исполнении песни Окуджавы, в катании на катке. Отчужденность выражается, казалось бы, в «малозаметных вещах»: в неловких движениях, позах, взглядах и паузах.
«Мы хотим показать, что игра с властью над людьми – опасная игра, опасная и для личности, и для общества. Нельзя к власти, к ее рычагам, пусть самым малым, допускать человека безнравственного, духовно неразвитого. Безнравственный энтузиаст – немыслимое, противоестественное сочетание», – говорил об идее фильма «Плюмбум, или Опасная игра» Вадим Абдрашитов в интервью (журнал «Советский экран» №3, 1987) . В фильме показаны корни «безнравственного энтузиазма» как социального феномена.
Ко всему творчеству Вадима Абдрашитова представляется возможным применить слова, сказанные критиком А. Зорким о фильме «Охота на лис» (газета «Советская Россия» 1981):
«Перед нами история несостоявшегося человеческого контакта, прослеженная внимательно и воссозданная очень правдиво, с личной болью, горечью».
Вадим Абдрашитов в газете «Советская культура» (26 февраля 1980 года) объяснял идею картины «Охота на лис» и пришел к одному из ключевых смыслов и определений цели искусства:
«Как бы ни жил человек, ему невозможно без того, что мы определяем емким словом «духовность». Говорю о духовности как о свойстве натуры, воспитанном в себе самим человеком. Отчего в спокойной, правильной текучести будней защемит вдруг что-то у него внутри, и начнет он терзаться мыслью: так ли живет, чего же не хватает ему для полнокровной, по-настоящему духовной жизни?»
Критик Лев Аннинский осмыслял творчество Вадима Абдрашитова широко, вписав его в контекст эпохи и истории кинематографа. По его мысли, режиссер «восстанавливает то, что было разрушено мечтателями 60-х годов: он восстанавливает канон отчетливости. Он как бы возвращается опять-таки по видимости – к тому ощущению вещей и типов, которое было унаследовано кинематографистами 40-х и 50-х годов от их предшественников: к детерменизму душевных состояний, к детерменизму факта и фактуры. Человек жестко врезан в ситуацию, он – ее порождение и функция».
Фото со съемок фильма «Время танцора»
Статьи Mosfilm.ru о творчестве Вадима Абдрашитова:
Под присмотром Хозяина: о пугающей актуальности фильма Вадима Абдрашитова «Слуга»
Смотрите фильмы Вадима Абдрашитова на наших официальных Интернет-ресурсах: в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале.
Киноконцерн «Мосфильм» поздравляет Вадима Юсуповича Абдрашитова с юбилеем.
Фото: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».