Версия для слабовидящих
3

Из осколков в музейный экспонат: на «Мосфильме» восстановили скульптуру Екатерины II - копию фрагмента работы Опекушина

Главы
12 февраля 2026
Пресс-служба
106
Спустя четверть века гипсовый слепок с мраморной статуи императрицы Екатерины II, созданной знаменитым монументалистом Александром Опекушиным, обрел вторую жизнь. Скульптор Дома костюма и реквизита «Мосфильма» Сергей Николаев превратил поврежденный фрагмент, десятилетиями пылившийся на складах, в полноценный выставочный бюст. Реставрация вернула к жизни не только гипс, но и интерес к забытому мастерству русских классицистов — стилю, который сегодня снова обретает ценность в мире большого искусства.

В мастерских «Мосфильма» хранится немало легендарных предметов, чья биография порой захватывает сильнее, чем сценарий исторического блокбастера. Одна из таких историй — бюст Екатерины Великой, который совсем недавно находился в плачевном состоянии, а сегодня готов к съемкам и экспонированию.

ИСТОРИЯ ЭКСПОНАТА

Путь экспоната на киностудию был долгим и извилистым. В запасниках одного из столичных музеев долгое время хранился подлинник трехметровой мраморной статуи Екатерины Второй, заказанной Московской городской думой в конце XIX века. Автором композиции «Екатерина Великая» был Александр Михайлович Опекушин — академик, «звезда» своего времени, создатель памятника Пушкину на Тверском бульваре. Для своей работы он выбрал превосходный каррарский мрамор — благородный, сероватый, с мельчайшими искрами, которые делают камень живым даже спустя столетия.

Скульптура А.М. Опекушина «Екатерина Великая» в музее-заповеднике «Царицыно»

После Октябрьской революции 1917 года скульптуру вывезли в Государственный музей изящных искусств. Не один раз над ней нависала угроза уничтожения. Спас её директор ГМИИ имени А.С. Пушкина скульптор С. Д. Меркуров, «спрятав» у своих друзей в Армении. На рубеже 2000-х годов, мастера Всесоюзного художественно‑производственного комбината им. Е.В. Вучетича сняли со скульптуры форму и отлили копию. Но жизнь этого слепка с самого начала была непростой: он не имел целостной композиции и долгие годы хранился как неучтенный элемент. Когда комбинат Вучетича, прекратил существование – из-за невозможности содержать огромные площади, началась череда мучительных переездов. Коллекцию перевозили с места на место, и этот гипсовый «осколок» кочевал вместе с другими экспонатами, постепенно приходя в негодность. Несколько лет назад экспонат был передан на «Мосфильм».

РЕСТАВРАЦИЯ

«Бюст был просто как осколок, вверх наискосок срезан, — вспоминает скульптор Сергей Николаев, демонстрируя фотографии из своего архива. — Замызганный, совершенно… Там сколы, и потёртости, и загрязнения. Представляете, гипс — он же хрупкий!»

Бюст до реставрации

Бюст до реставрации

Работа началась с диагностики. Чтобы понять, как именно завершить фрагмент, скульптор Сергей Николаев отправился в музей-заповедник «Царицыно», где сейчас находится оригинальная статуя Опекушина. Специально, чтобы отснять детали — «мех», фактуру, логику кроя одежды. Скульптор отмечает, что качество оригинала поражает: несмотря на матовую, неполированную поверхность, свойственную серому мрамору, детализация фигуры выполнена на высочайшем академическом уровне.

Вернувшись в мастерскую, реставратор приступил к точному воссозданию утрат на бюсте. Для недостающих фрагментов он сконструировал специальные каркасы и анкера, на которые «долепил» логически завершенные элементы бюста. Особое внимание было уделено финишному покрытию. Поверхность была обработана лаком на спирту - на основе природной смолы индийских деревьев. Эта технология, пришедшая из старых реставрационных школ, не только защищает гипс, но и создает идеальную грунтовку для дальнейшей тонировки. Сверху, художественными масляными красками, Николаев навел тончайшие впадины и блики, чтобы рельеф «проявился» и заиграл объемом.

«Конечно, это очень приятная работа, — говорит Сергей. — Хорошо видно: вот просто из осколков, фрагментов, скульптура стала настоящей экспозиционной единицей! К тому же, это работа высокого уровня мастерства».

Скульптор сетует на то, что долгое время наследие Опекушина, Волнухина и других русских классицистов было недооценено. Советский период с его экспрессией и гротеском отодвинул психологизм и детальную проработку форм на второй план. Но сегодня ситуация меняется. Новое поколение художников и зрителей снова учится видеть ценность в «тихом» совершенстве классики. И, как признается Сергей Николаев, повторить этот уровень сейчас крайне сложно. Даже профессиональные академисты не всегда могут достичь той тонкости, которую мастера XIX века вкладывали в свои произведения.

В настоящий момент гипсовая копия фрагмента работы Опекушина украшает холл главного корпуса «Мосфильма». Также на 1 этаже можно увидеть композицию «Борцы» - гипсовый слепок с мраморной скульптуры (II в. до н.э.) и «Афродиту (Венеру) Милосскую», также гипсовый слепок с оригинальной скульптуры Агесандра (II в. до н.э.).

Скульптор Сергей Николаев и его работы

ТЕКУЩАЯ РАБОТА И ПЛАНЫ

Восстановление скульптуры Екатерины II — лишь часть большого плана по восстановлению реквизита. Только за последний год Сергей Николаев восстановил 24 предмета: бюсты, вазы, декоративные элементы. Кроме того, значительный пласт работы — это оперативная «скорая помощь» реквизиту, возвращающемуся со съемок. Коллеги признают, что не все арендаторы бережно обращаются с гипсом: несмотря на инструктаж, на площадке всегда находятся случайные люди, которые из-за небрежности могут повредить хрупкие композиции. Поэтому особо «ранимые» предметы скульптор часто сопровождает лично.

В планах на текущий год – не менее интересная работа. В фондах ДКР был обнаружен бюст Николая I. Экспонат считался окрашенным гипсом, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это старая бронза, многократно и плотно закрашенная. Летом Сергей планирует снять с оригинала вековые слои краски, сделать форму и отливку. Один экземпляр — гипсовый, «под мрамор» — останется для съемок. Сам же оригинал попытаются привести в первозданный вид: возможно, будет заказано патинирование, чтобы вернуть бронзе благородное звучание. Параллельно хранители попробуют установить авторство: возможно, в процессе расчистки проявятся следы мастерской или деталировка, свойственная известным скульпторам XIX века.