Версия для слабовидящих
3

Искусственный интеллект в кино: «чистое творчество»?

Главы
04 июля 2024
Евгений Долгих
933

Технологических революций в кино – искусстве по историческим меркам достаточно молодом – было немного, но каждая из них была подобна большому взрыву, рождающему новую вселенную. Появление звука, переход от черно-белого изображения к цвету, внедрение компьютерных спецэффектов и пр. – все это вехи, принципиально менявшие кинематограф. Сегодня кино вновь стоит на пороге масштабных технологических изменений, словно перед открытой дверью, шаг в которую перенесет как саму индустрию, так и зрителя в некую принципиально новую систему координат, где главенствовать будет уже не человек, а искусственный интеллект.


Нейросети уверенно осваивают кинематограф уже года три-четыре, когда сразу в нескольких крупных проектах были использованы электронные библиотеки изображений лиц актёров в разных возрастах. Так «помолодели» Уилл Смит в «Гемини», Роберт де Ниро и Аль Пачино в «Ирландце» (можно вспомнить и вышедшую ранее «Загадочную историю Бенджамина Баттона» с Брэдом Питтом). Некоторые ныне покойные актёры и вовсе «ожили» на экране – как Керри Фишер в «Звёздных войнах». Не отстает от голливудских трендов и отечественный кинематограф – в «Диверсанте» посмертно появился Владислав Галкин, а в совсем свежей «Манюне» на экран вернулся… Юрий Никулин!
И это, надо сказать, только верхушка цифрового «айсберга»! Технологии развиваются стремительно – в кино уже возможно создание цифровой модели человека. Это и замена лица, грима, света, фона, предметов интерьера и пр. Нейросети активно и успешно применяются в постпродакшене, заменяя специалистов на этапе цветокоррекции, шумоподавления и пр. Широкие возможности открылись и перед анимацией – мультипликатору теперь достаточно задать программе определенные референсы, нарисовать эскизы, а машина быстро и качественно выполнит, например, всю рутинную работу по раскрашиванию. Нейросети также пишут музыку разных стилей и направлений. Голливудские сценаристы в прошлом году и вовсе объявляли забастовку в связи с внедрением продюсерами искусственного интеллекта. А в России нейросеть A.I. TV Script Generator в качестве эксперимента написала сценарий для ситкома «Сидоровы» для федерального телеканала.
Эффектно? Не то слово! И ведь все перечисленное – только начало. А что будет дальше?
Самые распространенные опасения, которые звучат сегодня – это то, что в отдаленной перспективе искусственный интеллект заменит человека. Наиболее уязвимой пока выглядит актерская профессия. Скептики, впрочем, считают, что в творческом процессе машина никогда не заменит человека. Нейросеть можно обучить описывать чувства людей, но чувствовать сама она никогда не научится. Многие кинематографисты склоняются к мнению, что нейросети смогут стать хорошим прикладным инструментом в решении повседневных задач кинопроизводства: взять на себя подготовительные работы, например, разработку календарно-постановочных планов. Или помогать с различными исследованиями в области кино: оценивать эффективность работы творческой группы, анализировать целевую аудиторию будущей картины, прогнозировать зрительский успех на уровне сценария, кассовые сборы (подобные алгоритмы уже есть) и пр.
К тому же, технический прогресс в кино поднимает и нравственные вопросы. Допустимо ли использовать в новых образы умерших актеров, пусть и всенародно любимых? Зачем вообще идти в актерскую профессию, если любой твой жест, мимику, интонацию виртуозно сымитирует машина? К тому же, инновации приходят не только в кино, но и в нашу повседневную жизнь. Совсем скоро технология создания цифрового клона человека станет общедоступной – при желании «фильм» с участием известных актеров или родственников можно будет сделать на собственном смартфоне или компьютере. Так что вопросов, опасений, надежд, поистине фантастических гипотез – как и в предыдущие для кинематографа революционные периоды – сегодня масса.
Автору этих строк также не чужды самые смелые предположения. Давайте представим, что написанный машиной текст со временем сможет получать полную визуализацию, звуковой ряд и пр. То есть полностью сгенерированный искусственным интеллектом сценарий превращается в фильм, в котором главные роли играют цифровые модели людей. Звучит радикально, но кинематограф близок к этому даже на современном этапе развития технологий. Это «кино» очевидно уже не потребует ни режиссера, ни актеров, ни композиторов, ни реквизиторов, ни художников по костюмам... Вернее, представители кинопрофессий, вероятно, будут задействованы лишь в качестве консультантов по написанию некоего «техзадания» для нейросети. Которая всё сделает сама.

Как тут не вспомнить знаменитую, а теперь и вовсе ставшую едва ли не пророческой фразу из фильма «Зимний вечер в Гаграх»: «Никто не нужен! Только ты и машина – чистое творчество!»

Фрагмент из к/ф «Зимний вечер в Гаграх», реж. Карен Шахназаров, 1985 г.
Позиция автора может не совпадать с позицией редакции Mosfilm.ru
Изображение создано искусственным интеллектом