Съёмочных площадей такого объема нет нигде в России. Площадь самого маленького павильона составляет 16,196 кв. метров, самого большого – 1858 кв. метров. На сегодняшний день производственная занятость 16-ти павильонов киностудии достигает почти 80%. Всё это проекты разной степени сложности: съемки кино, телешоу, частные проекты. И как об этом «наполнении» поговорим с Наталией Ануровой, начальником участка «Мосфильм – Декорстрой».
– Наталия Дмитриевна, дайте общую информацию о павильонах «Мосфильма». В чём их отличия?
– В данный момент на «Мосфильме» работает 16 павильонов. Но Киноконцерн продолжает наращивать производственные мощности, – полным ходом идёт строительство 17-го павильона. Наши павильоны отличаются размерами, их можно использовать для разного вида съёмок, всё зависит от цели их использования. Например, с использованием крупного реквизита и с возможностью заезда автомобилей. К примеру, в новом 16-м павильоне высота пололка составляет 16 метров! Сегодня это самая современная съёмочная площадка, в том числе, и по технике безопасности. Во всех 16-ти павильонах можно проводить съёмки любой сложности по творческому замыслу авторов.
– Вы сказали, что можно построить декорации любой сложности. Какая декорация и к какому фильму на Ваш взгляд была самая, как казалось, невыполнимой задачей?
– Все декорации разные, и выделить какую-то отдельно – просто невозможно! Все объекты, в разное время построенные нами - сложные, творчески интересные. Все имеют для нас своё особое значение. Простых декораций не бывает – в каждой есть свои сложности. Среди работ, которые были нам интересны, как исполнителям, и результат нас особенно радует, я могу назвать декорации к фильмам «Анна Каренина», «Одесса», «Черновик», «Вратарь Галактики». В принципе, можно перечислять долго.
– Наталия Дмитриевна, в павильонах реализуются самые разные проекты: съёмки фильмов, сериалов, реклама, клипы, а бывают частные заказы? Этот вопрос связан с интересом к павильонам «Мосфильма», опять же с возможностями вашего подразделения и вашими уникальными специалистами.
– Большая часть заказчиков – это всё-таки кинематографисты. Что касается частных заказов, это может быть изготовление элементов декораций, что называется, «на вывоз». Бывают отдельные заказы, но они не частые. Например, сделать имитацию черепицы в детский городок, в торговые центры – был такой очень большой заказ. Музей «Парк Победы» тоже заказывал именно элементы декораций.
Летом мы строили декорации для рекламы безалкогольного пива «Velkopopovický Kozel». Когда работает художник Сергей Иванов – уже понятно, что декорация из двух предметов не может быть по определению. Если строить, так строить! И в этом тоже есть немалая доля нашего участия.
– Расскажите, пожалуйста, с чего всё начинается? Вот, к примеру, пришёл в «Декорстрой» художник-постановщик…
– У художника всегда есть замысел. Конечно, изначально неизвестно - сможем ли мы воплотить в жизнь все задуманное? Поэтому сначала проект изучается. Начинается всё в архитектурном бюро. Там делаются чертежи будущего объекта. Подчеркну, что для каждого элемента, который будет изготовлен, делается отдельный чертёж. Всё это согласовывается архитекторами с художником. Мы из головы ничего не выдумываем, мы действует только строго по его указаниям. Проверяется всё: размер, толщина рам, размер стены – абсолютно каждая деталь. После этого составляем смету, заключаем договор, распределяем работу между цехами. На этапе строительства декораций в той или иной степени задействованы все специалисты «Декорстроя».
- Подробнее, пожалуйста.
- Ну, к примеру, столярный цех изготавливает элементы конструкции. Установщики декораций эти элементы непосредственно устанавливают. Бутафоры - красят, шпаклюют. Драпировочный цех изготавливает так называемые мягкие потолки, а кроме того, шьёт для павильонов специальные шторы. Цех живописцев, соответственно, всё расписывает. Словом, нет ни одного человека, который при строительстве декораций не участвовал в этом процессе.
– В прошлом году, приблизительно в это время пандемия, наверное, серьезно сорвала планы на весну и на лето? Как справились с этой ситуацией и как сегодня обстоят дела с загрузкой павильонов?
– Загрузка павильонов полная. Не всё, конечно, кинопродукция, это и развлекательные, политические программы для телевизионных каналов. В данный момент одновременно идет строительство декораций сразу в трёх павильонах. Ещё в трёх павильонах в ближайшее время начнётся строительство. Поэтому для «Декорстроя» сейчас началось время интенсивной работы.
Что касается пандемии… Да, фильмопроизводство на какое-то время приостановилось. Но дело было не в том, что мы не могли или не хотели строить! Просто многие проекты были «заморожены», автоматически перенеслись на 2021 год. Как мы выживали в этот период? Мы без работы не сидели: проводили внутренние ремонтные работы на территории и в самих зданиях киноконцерна «Мосфильм».
– Какие проекты сейчас расположились в павильонах, и что ожидается в ближайшие месяцы? Я знаю, что Вы не всегда приоткрываете завесу над планами «Мосфильм-Декорстроя», но хотя бы намекните в процентах о будущей занятости.
– Повторось, что в данный момент, идёт строительство декораций в трёх павильонах. Это проекты «Воробьиное поле», «Деревенская драма» и фильм, который будет снимать ООО «Студия «8 рядов». В ближайшее время работа по строительству декораций начнётся ещё в трёх павильонах: в 10-м, в 9-м и в 6-м. Это будут масштабные по художественному замыслу декорации.
– Наталия Дмитриевна, а ведутся работы в павильонах в ночное время? И с чем это связано? Или круглосуточная работа в павильонах это обычное явление?