Версия для слабовидящих
3

Герои-фронтовики «Мосфильма»: Игорь Слабневич

Главы
24 марта 2025
Редакция новостей
804
Игорь Михайлович Слабневич (1921-2007) – оператор военных фильмов «У твоего порога», «Крылья», «Освобождение», «Сталинград» и др., поразивших зрителей и коллег-кинематографистов степенью достоверности изображенных событий. Как и многие кинематографисты своего поколения, Игорь Михайлович также прошёл дорогами Великой Отечественной войны. В рамках проекта «Герои-фронтовики «Мосфильма» Mosfilm.ru продолжает рассказ о заслуженных кинематографистах, их фронтовых подвигах и кинотворчестве.

Игорь Слабневич родился в Саратове, в артистической семье; в 1923 году Слабневичи переехали в Москву.
После окончания школы в 1941 году Игорь Слабневич был призван Красно-Пресненским РВК в ряды РККА. Вначале он был курсантом авиационного училища в городе Чебоксары, а затем — авиатехнического, в городе Астрахань.
В мае 1942 года после прорыва немцев к Сталинграду Игорь Слабневич был направлен в противотанковую бригаду командиром орудия. Он участвовал в Сталинградской битве (награждён медалью «За оборону Сталинграда»), а затем под Сталинградом был переведён в танковый учебный полк. После окончания учёбы он был назначен командиром танка; воевал на Белорусском фронте, участвовал в прорыве немецкой обороны, где из двух десятков танков полка осталось только три, включая танк Слабневича.
Из воспоминаний И.М. Слабневича:

«Воевал на Белорусском фронте в звании лейтенанта — командира танка «Т-34». Под Могилёвом, на реке Друть, участвовал в прорыве немецкой обороны. В танковом полку прорыва было около двадцати танков. Задача была — прорвать оборону и выявить её огневые точки. Приняли решение вести бой «психической атакой», что значит — развить предельную скорость, а она у танков «Т-34» была 60 км.

Первая рота танков погибла, немцы зверски расправились с экипажами. В бой пошла наша вторая рота. У нас сгорело сразу семь танков из десяти. Мой танк был боеспособен, мы ворвались в лес. На корме у танков были десантные подразделения, оставшиеся в живых. Они заняли оборону вокруг танка, и таким образом мы удержали занятый рубеж. Я был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени».

Из Приказа о награждении И.М. Слабневича Орденом Отечественной войны I степени:
«В боях с немецкими оккупантами при прорыве сильно укрепленной обороны противника тов. Слабневич проявил мужество, храбрость и умение управлять взводом в бою. В одной из атак командир взвода вышел из строя, командование взводом принял на себя. Егог взвод первым ворвался в лес и, уничтожая живую силу и огневые средства противника, дал возможность продвинуться нашей пехоте, тем самым обеспечив выполнение боевой задачи…»

Остаток военной службы Слабневич проходил в бронетанковой дивизии под Тулой, подготавливая танкистов для Югославской армии; в 1946 году он был демобилизован и, чтобы ближе познакомиться с интересовавшей его профессией кинооператора, устроился работать на киностудии «Мосфильм» - в качестве механика синхронной аппаратуры. В 1948 году Игорь Слабневич поступил во ВГИК на операторский факультет. В 1953 году с отличием окончил учёбу и был направлен на киностудию «Мосфильм».

Фрагмент автобиографии, написанной И. Слабневичем (архив «Мосфильма»)

По свидетельству коллег –мосфильмовцев Слабневич несколько лет принципиально отказывался от фильмов о войне, признаваясь в страхе от возможного погружения в атмосферу боёв, пусть и воссозданную специально для съемок. Тем не менее, в 1962 году вместе с режиссером-фронтовиком Василием Ордынским, он снял фильм «У твоего порога» - картину высоко оценили как зрители, так и коллеги-кинематографисты, пораженные едва ли не документальной точностью изображенных событий. Столь ответственный подход к съемкам по достоинству оценил режиссер Юрий Озеров, пригласивший Слабневича оператором в легендарную эпопею «Освобождение» (1969-1971) и другие масштабные военные кинополотна – например, включающую в себя четыре серии картину «Солдаты свободы»(1977). Остается только догадываться какие чувства переживал Игорь Михалойвич на съемках картины «Сталинград» - ведь он был непосредственным участником сражений на Волге в 1942-м.

Режиссер Юрий Озеров и оператор Игорь Слабневич на съемках картины «Сталинград» (1980-е гг., Мосфильм-Инфо)

«Опыт Великой Отечественной позволил мне снять с Василием Ордынским фильм «У твоего порога», с Ларисой Шепитько — «Крылья», с Юрием Озеровым — все серии киноэпопеи «Освобождение». Как режиссер-постановщик снял фильм «По закону военного времени».

В современном сознании некоторых деятелей Великая Отечественная — предмет для переоценки событий и спекуляций. Для участников войны — это подвиг всего народа» - из воспоминаний И.М. Слабневича.

Многие снятые Слабневичем фильмы рассказывают о Великой Отечественной войне, однако будучи настоящим художником, Игорь Михайлович сумел проявить себя не только в батальных съемках, но и в создании глубоких образов – в том числе, женских. В той же картине «У твоего порога», оператор создал проникновенный образ матери. Камере Игоря Слабневича обязаны образы Надежды Петрухиной в «Крыльях» Ларисы Шепитько, Катерины Тихомировой из знаменитой картины «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Последняя картина была удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.

На съемках картины «Москва слезам не верит» (1979)

Из статьи И.М. Слабневича «Беспощадная правда экрана» («Советская культура», 28 февраля 1985 года):

«У каждого своя память о войне, каждого свои сны о прошлом жгут, терзают или тешат. Тем, кому тогда довелось освобождать Варшаву, Прагу, брать Берлин, кто, рискуя не дойти, всё же дошел и вкусил ощущение нашего военного натиска, предпобедного порыва и победного торжества,— им, может быть, чуть больше повезло. Победа, встреченная с оружием в руках у стен Рейхстага, может быть, помогла и помогает теперь кому-то из нынешних ветеранов легче переносить воспоминания о первом периоде войны, о месяцах, предшествовавших переломным битвам под Сталинградом и на Курской дуге. Впрочем, может быть, я и заблуждаюсь, но мне в этом смысле труднее. Так случилось, что мой танк (я потом танкистом стал, механиком-водителем) не участвовал в победных операциях конца 1944 — начала 1945. Поэтому, наверное, самые тяжкие, драматичные, мучительные месяцы войны отчётливее, настырнее, жёстче запечатлелись в памяти и в сердце...»

Использованы материалы: Мосфильм-Инфо, ВГИК, Минобороны РФ, Саратовская универсальная научная библиотека