Версия для слабовидящих
3

Герои-фронтовики «Мосфильма»: Александр Алов

Главы
21 апреля 2025
Редакция новостей
1930
Имя режиссера Александра Алова (1923 - 1983) неотделимо от имени его соавтора и друга Владимира Наумова (1927 - 2021). Участник режиссёрского дуэта в большое кино пришёл после Великой Отечественной войны, на которую попал со школьной скамьи и отшагал все четыре трудных года простым солдатом. В рамках проекта «Герои-фронтовики «Мосфильма» Mosfilm.ru продолжает рассказ о заслуженных кинематографистах, их фронтовых подвигах и кинотворчестве.

Александр Александрович Алов родился 26 сентября 1923 в Харькове. С детства занимался конным спортом. Через несколько лет его семья переехала в Москву. Здесь в 1941-м он окончил 204-ю школу имени Горького, где основное внимание уделялось гуманитарным предметам. Когда началась Великая Отечественная война, сразу после окончания школы ушел добровольцем на фронт, где его определили в 23-й сабельный эскадрон 1-го Особого кавалерийского полка. В его составе Алов принимал участие в боях при обороне Москвы - отражал атаки нацистского десанта. Был контужен. Вернулся на фронт в качестве стрелка 210-го армейского запасного стрелкового полка 4-й гвардейской армии.

Алов воевал на Донском, Воронежском, Степном, 2-м и 3-м Украинских фронтах, участвовал в Сталинградской и Курской битвах, Белгородско-Харьковской, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишинёвской, Будапештской, Балатонской и Венской операциях. Во время службы также являлся организатором и художественным руководителем коллектива красноармейской самодеятельности. Согласно военным архивным документам, коллектив выступил перед 140 тыс. бойцов и офицеров. Зимой 1945 года в Венгрии Алов был ранен в голову осколком снаряда.

Из наградного листа ордена Красной Звезды (орфография и пунктуация сохранены):


«В тяжелой обстановке боев во второй половине января 1945 г. под г. Бичке т. Алов в качестве рядового стрелка 184 с. п. 62 гв. Звенигородской дивизии был ранен в голову осколком снаряда. За полгода работы в Д.К.А. т. Алов проявил себя как талантливый актер, пользующийся заслуженным успехом у солдатской массы».


После лечения его демобилизовали. Всю войну Александр Алов прошел рядовым. Среди других боевых наград Александра Алова: медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За взятие Будапешта», медаль «За взятие Вены», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Любопытно, что на режиссерский факультет ВГИКа Александр Алов поступил еще в 1942 году, когда находился на восстановлении после контузии. Но в том же году был вновь призван на фронт. Смог вернуться к учебе только после демобилизации.
Режиссер Владимир Наумов об Александре Алове: «С первых дней войны Александр ушел добровольцем. Ушел в кавалерийский корпус из конноспортивной школы, ушел юношей, почти мальчиком. Всю войну он был на фронте. Лишь на короткий срок, после госпиталя, приехал в Алма-Ату сдавать экзамены во ВГИК, сдал, повесил на гвоздь шинель, поставил маленький чемоданчик в студенческом общежитии и… снова уехал в действующую армию. Вскоре кто-то сказал: «Алов убит», и голодные студенты (ныне знаменитые кинорежиссеры) продали аловскую шинель на городской толкучке. Он вернулся в сорок пятом...»
Институт Александр Алов окончил только в 1951-м. Первый самостоятельный фильм Алова, сделанный им во время учебы, назывался «Солдаты». В 1948 году он работал ассистентом режиссера на военном фильме Игоря Савченко «Третий удар», а в 1951 году — на съемочной площадке картины «Тарас Шевченко». На съемках последнего Савченко не стало. Работу поручили завершить его ученикам: Александру Алову и Владимиру Наумову. Тогда и возник их знаменитый творческий тандем, сначала работавший на киностудии имени Довженко, а с 1957 года – на «Мосфильме».

Творческий тандем: режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов

«Рожденные в 1921–1923 годах, они стали поколением, которому самой судьбой было предназначено остановить фашизм, принять на себя тяжкий удар войны. Поколением, выбитым почти полностью. Алов принадлежал к „выбитому поколению“» -Владимир Наумов, кинорежиссер. Из книги «Алов и Наумов», составитель Л. А. Алова.
Вместе они сняли десять кинокартин, среди которых «Павел Корчагин», «Скверный анекдот», «Бег», «Легенда о Тиле». В фильмографии режиссеров немало картин, посвященных Великой Отечественной войне: «Мир входящему», получившая «Серебряного льва» Венецианского фестиваля, советско-французский фильм «Тегеран 43». По словам Владимира Наумова, война закалила характер Алова, но нисколько его не ожесточила.
«Все фронтовые рассказы Алова, знавшего войну до косточек, были байками, очень смешными, порой грубоватыми. Видимо, подсознательно работало «вытеснение» — память стремилась отторгнуть трагическое, ведь постоянно жить в его власти невозможно… … Алов носил в себе «занозы» войны. Но до поры это не проявлялось. Помогали и молодость, и чувство победителя, свойственное фронтовикам. Однако с годами она, война, его все-таки догнала. В последние годы самое простое физическое действие давалось ему с невероятным трудом. И жизнь его стала постоянным преодолением слабости, болезни, боли. Я иногда говорил ему: «Саша, дождь идет, танки стреляют, все промокло — езжай домой, все равно осталось только массовку снять». Нет, оставался на площадке до конца. Он был из той породы людей, для которых работа и есть жизнь...», — Из книги «Алов и Наумов».

Александр Алов на съемках фильма «Берег» (1983 г.)

Последней работой Алова в кино стал фильм «Берег» - мелодрама по одноимённому роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева . Александр Алов - режиссёр-фронтовик, мосфильмовец ушёл из жизни 12 июня 1983 года.