Версия для слабовидящих
3

Галерея эпизодов и характеров: ко дню рождения Татьяны Пельтцер

04 июня 2020
Ольга Шмелева
126

6 июня будет отмечаться день рождения советской актрисы театра и кино, народной артистки СССР Татьяны Пельтцер (1904 — 1992). Она исполнила более 115 ролей в кино (включая озвучивание и дубляж иностранных фильмов).

Кадр из фильма «Аттестат зрелости»

Кадр из фильма «Аттестат зрелости»

Татьяна Пельтцер училась профессии у своего отца — актера театра и кино и режиссера Ивана Романовича Пельтцера. В числе его знаменитых ролей — шахтер Козодоев в «Большой жизни», старик рабочий в «Последней ночи», капитан в «Дочери моряка» и многие другие. Именно отец ставил первые спектакли Татьяны Пельтцер.

Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

В возрасте девяти лет Татьяна Пельтцер впервые предстала перед публикой на сцене в спектакле «Камо грядеши?» по Г. Сенкевичу в роли мальчика Авгия, в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе.

«Мне было девять лет, и я играла Авгия — брата главной героини Сенкевича Литии, роль которой исполняла Шатрова, замечательная актриса. Помню настроение праздничности, охватившее меня. Мы гастролировали — Киев, Нахичевань… Я продолжала играть детей. С 1916 года стала „актрисой по найму“ у того же Синельникова- человека, обладавшего великолепной режиссерской интуицией. А в 1920 году родители в первый раз отпустили меня одну в Ейск, в театр военно-морского ведомства», — рассказывала Татьяна Пельтцер о своих первых ролях в театре в интервью Н. Колесниковой для журнала"Советский экран» (№ 22, 1974).

Кадр из фильма «Первое свидание»
Кадр из фильма «Первое свидание»

Первый гонорар юная артистка получила за роль в «Дворянском гнезде». В одиннадцать лет играла Сережу в спектакле «Анна Каренина» и с тех пор не покидала театральных подмостков, служила в различных театрах до конца жизни.

«В мое время молодежь не спрашивали, к чему душа лежит. Мы, что для спектакля нужно, то и делали: и копытами за сценой стучали и в цыганском хоре под руководством Николая Николаевича Кручинина пели… Конечно, каждой молодой актрисе хочется быть героиней. Но я и смолоду понимала, что с моей внешностью никогда героиней не буду, мое дело — характерные роли. Я на съемках режиссера и оператора всегда прошу: „Не показывайте меня крупно, „посреднее“ план снимите!“ Не люблю на себя глядеть. Героиней я, как вы видите, стала на старости лет. Может, и поздновато, но все равно радостно…» — поделилась Татьяна Ивановна в интервью Н. Колесниковой для журнала «Советский экран» № 22, 1974 год.

Кадр из фильма «Яблоко раздора»
Кадр из фильма «Яблоко раздора»

Актриса стала известна широкой публике после роли Лукерьи Похлебкиной в экранизации киноверсии спектакля театра сатиры «Свадьба с приданым» (реж. Татьяна Лукашевич, Борис Равенских, 1953, производство студии «Мосфильм»). Также знаковой в ее фильмографии стала роль солдатской матери в картинах об Иване Бровкине.

Кадр из фильма «Ход конем»

Кадр из фильма «Ход конем»

Кадр из фильма «Журавушка»

Кадр из фильма «Журавушка»

На «Мосфильме» Татьяна Пельтцер исполнила более 10 ролей. В ее фильмографии картины «Аттестат зрелости» (реж. Татьяна Лукашевич, 1954); «Первое свидание» (реж. Искра Бабич, 1960); «Яблоко раздора» (реж. Валентин Плучек, 1962); «Ход конем» (реж. Татьяна Лукашевич, 1962); «Журавушка» (1968) и «Молодые» (1971) режиссера Николая Москаленко; «Большой аттракцион» (реж. Виктор Георгиев, 1974); «Ты — мне, я — тебе» (реж. Александр Серый, 1976); «Дульсинея Тобосская» (реж. Светлана Дружинина, 1980); «Отставной козы барабанщик» (реж. Георгий Мыльников, 1981); «Не было печали» (реж. Юсуп Даниялов, 1982); «Как стать счастливым» (реж. Юрий Чулюкин, 1985) и др. Она исполняла в основном эпизодические роли, в числе ее самых запоминающихся героинь были многочисленные пожилые мамы, бабушки, тетушки, соседки, учительницы и др.

Кадр из фильма «Молодые»

Кадр из фильма «Молодые»

Один из самых известных экранных образов Татьяны Пельтцер — Федосья Ивановна из фильма «Формула любви» (реж. Марк Захаров, 1984). Снятые на «Мосфильме» картины с участием Татьяны Пельтцер доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале «Мосфильма».

«Настоящая, сильная любовь народа к артисту — очень редкое явление. На мой взгляд, она возникает только в одном случае, если артист представляет некий социальный пласт нашего общества. Татьяну Ивановну любили как женщину, победившую свою старость, время, скуку. Она представляла всех, кто не сидел дома, не болел, не жаловался на судьбу, а продолжал активно жить, бороться», — писал о ней Марк Захаров.

Кадр из фильма «Ты — мне, я — тебе»
Кадр из фильма «Ты — мне, я — тебе»

Он размышлял, почему Татьяна Пельтцер удостоилась большой всенародной любви:

«Пельтцер была как бы полпред своего поколения. Когда мы выезжали на гастроли в Сибирь, за Урал, люди плакали от восторга — эта женщина сыграла тех наших бабушек, которые прошли войну, страшные предвоенные годы, все тяготы послевоенного созидания, но сохранили бодрость, остроумие, веселость. У нее была сумасшедшая популярность. Правда, пришла она поздно».

Кадр из фильма «Дульсинея Тобосская»
Кадр из фильма «Дульсинея Тобосская»

Марк Анатольевич рассказывал о том, как Татьяна Пельтцер относилась к профессии:

«Она всегда хорошо понимала, где правда, а где наигрыш и штампы. Она могла быть скучной на репетиции, но всегда была правдивой. Ничего не изображала голосом. И мне это было очень ценно. Мало кто знает ее с этой стороны, но Татьяна Пельтцер очень внимательно наблюдала, что происходит в театре, в кинематографе — нашем и зарубежном. Она была продвинутым человеком».

Кадр из фильма «Не было печали»
Кадр из фильма «Не было печали»

Журналист Ариэль Городецкий так писал о «творческом почерке» Татьяны Пельтцер (опубликовано на сайте газеты «Вечерняя Москва»:

«Пельтцер была не просто одаренной актрисой, она обладала феноменальным чувством правды, знала цену высокой комедии, доходила до немыслимого гротеска, но при этом никогда не фальшивила. Себя она называла «счастливой старухой». В этом была правда: в 75 лет, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Как-то у актрисы Ольги Аросевой спросили: «Какой была Татьяна Ивановна в молодости?». И та ответила: «Да она молодой никогда и не была. Какая сейчас — такая была всегда».

Кадр из фильма «Формула любви»
Кадр из фильма «Формула любви»
Кадр из фильма «Как стать счастливым»
Кадр из фильма «Как стать счастливым»

Кадры из фильмов: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».