Версия для слабовидящих
3

Фронтовик, триумфатор международных фестивалей и талантливый руководитель объединения: ко дню рождения Григория Чухрая

25 мая 2020
Ольга Шмелева
181

23 мая отмечался день рождения советского и российского кинорежиссера, сценариста, педагога и народного артиста СССР Григория Чухрая (1921 – 2001). В его фильмографии 8 фильмов и 5 сценариев (включая работы в соавторстве) к собственным кинолентам.

Кадр из фильма «Сорок первый»

Кадр из фильма «Сорок первый»

Фильмы Григория Чухрая можно по праву считать классикой не только отечественного, но и мирового кинематографа. Картины Григория Наумовича многократно участвовали в крупнейших международных кинофестивалях, получали престижные номинации и награды. В 1957 году фильм «Сорок первый» получил «Специальную премию» МКФ в Каннах и был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь». В 1960 году фильм «Баллада о солдате» был также номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», а в 1962 году – на премию «Оскар» за «Лучший оригинальный сценарий».

Архивное фото со съемок фильма «Сорок первый»

Архивное фото со съемок фильма «Сорок первый»

В 1961 году картина «Чистое небо» получила главный приз ММКФ, а в 1965 году фильм «Жили-были старик со старухой» был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Григорий Чухрай был фронтовиком, прошел всю Великую Отечественную войну, был четырежды ранен. Он служил в роте связи в составе воздушно-десантных частей на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м и 3-м Украинских фронтах. В 1944 году был награжден орденом Красной Звезды, а в 1945-м - орденом Отечественной войны 2-й степени.

Григорий Наумович Чухрай

Григорий Наумович Чухрай

Григорий Наумович рассказывал о своем увлечении кинематографом и первой попытке поступления в ВГИК (статья «Если дорог тебе твой дом: воспоминания солдата и режиссера» // Родина. 1995. № 9, опубликована на сайте журнала «Сеанс»):

«Во времена моей юности на экраны выходили прекрасные фильмы, что ни фильм, то шедевр: «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Щорс», «Депутат Балтики»... Я увлекся кинематографом и дерзнул попытаться поступить во ВГИК. Подал заявление. Прошел собеседование и был допущен к экзаменам. Но сдавать экзамены не пришлось: появился какой-то товарищ (я думаю, из военкомата) и объявил, что все мальчишки, рожденные в 1921 году, призываются в армию. «Сейчас уезжайте по месту жительства и ждите вызова. Окончите службу, тогда и возвратитесь в институт».

Кадр из фильма «Баллада о солдате»
Кадр из фильма «Баллада о солдате»

В 1953 году Григорий Наумович окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма.

Кадр из фильма «Баллада о солдате»

Кадр из фильма «Баллада о солдате»

Григорий Чухрай рассказывал о вступительных экзаменах во ВГИК («Такими мы были» - фрагменты из стенограммы творческой конференции «Кинематограф оттепели», Киноцентр, 11.06.1991, опубликован на сайте журнала «Сеанс»). Это было непросто, так как Чухрай учился в обычной сельской школе (только последние два класса окончил в Москве), а затем воевал. Об обширной гуманитарной подготовке не могло быть и речи по вполне объективным причинам. Тем не менее, у Григория Чухрая был огромный интерес к режиссуре и искусству в целом, а на экзамене ему пришлось проявить твердость характера, настойчивость и фронтовую закалку:

«И вот я захожу. Сидит весь синклит (Авторская метафора. Синклит – собрание, заседание изначально так называлось собрание высших сановников в Древней Греции – Прим. Ред.) Юткевич нас отбирал. Потом мы учились у Ромма, а сначала был Юткевич. На нем были черные очки, которые в то время никто не носил. Это было страшно, потому что глаз не видно... И Боханов — старый профессор, прекрасный фотограф, говорит: «Ну-ка подойдите ко мне, молодой человек».

Я естественно, подошел. Он пальцем показывает на репродукции картин Третьяковской галереи: «Это что?». Я говорю: «Это „Сватовство майора“». — «Да, верно. А это что?» — «Не знаю». — «А это что?» — «Не знаю». — «Ну, а это что?». — «Не знаю»... — «Так как же вы можете в наш институт поступать, если вы ничего не знаете?!»

А я был не мальчик, я прошел войну. Со мной так говорить нельзя было. Я говорю: «А я в ваш институт пришел вовсе не потому, что все знаю. Вы меня научите. И я, как дрессированная собака, завтра все вам правильно покажу. Но я пришел учиться другому!»

Архивное фото со съемок фильма «Жили-были старик со старухой»
Архивное фото со съемок фильма «Жили-были старик со старухой»

Во время съемок дипломного фильма Чухрай попал в госпиталь из-за обострения последствий боевых ран и не смог завершить работу над кинолентой вовремя. За ученика вступился мастер Михаил Ромм, пригласив Григория для работы над картиной «Адмирал Ушаков» в качестве ассистента. Михаил Ильич разрешил Григорию Чухраю поставить несколько эпизодов, смонтировать их и представить эту работу в качестве дипломной.

Кадр из фильма «Жили-были старик со старухой»

Архивное фото со съемок фильма «Жили-были старик со старухой»

С 1953 по 1955 год Григорий Чухрай работал на Киностудии имени А. Довженко ассистентом режиссера и вторым режиссером. В 1955 году Григорий Наумович начал работать на киностудии «Мосфильм». Здесь он снял картины «Сорок первый» (1956), «Баллада о солдате» (1959), «Чистое небо» (1961), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Память» (1969), «Трясина» (1977) и «Жизнь прекрасна» (1979). Эти картины доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале «Мосфильма».

Об идее своей дебютной режиссёрской работы «Сорок первый» Григорий Чухрай писал в своей книге воспоминаний «Мое кино»:

«Однажды я рассказал своему другу Борису Немечеку несколько историй из моей военной биографии. Он был хорошим слушателем, а я еще не остыл от войны.

— Тебя тянет в романтику, — сказал он. — Взял бы и поставил одну из этих историй. — Они слишком личные. Это почему-то мне мешает, — возразил я. — Немечек задумался, потом сказал неожиданно:

— Знаешь, что тебе надо поставить? «Сорок первый» по Лавреневу!

Сердце мое дрогнуло».

Кадр из фильма «Сорок первый»
Кадр из фильма «Сорок первый»

Григорий Чухрай прочитал повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» во время лечения в прифронтовом госпитале после третьего ранения. Книга произвела огромное впечатление на молодого красноармейца Чухрая:

«Писатель, его отношение к жизни, были мне не только симпатичны, но в чем-то даже родными по духу. Я перечитывал повесть несколько раз и думал. Думал над проблемами войны вообще и гражданской войны в частности. Благо времени для размышлений было достаточно.

Трагическая судьба красноармейки Марютки, влюбившейся в своего врага — белого офицера, а потом застрелившей его, сегодня может показаться неправдоподобной, но у войны свои законы, которые непонятны тем, кто этого ада не прошел.

<…>

На фронте я понял, что войны ведутся не между умными и дураками, не между подлецами и благородными героями, а между людьми разных убеждений, преследующих разные цели. Мне доводилось говорить с пленными немцами. Я видел, что многие из них вовсе не изверги».

Кадр из фильма «Баллада о солдате»
Кадр из фильма «Баллада о солдате»

Наибольшую известность во всем мире получил фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате». О нем с восторгом отзывались не только советские критики и обозреватели из социалистического лагеря, но и пресса капстран. Это было свидетельством большого успеха картины. Подборка отзывов зарубежной прессы о фильме был опубликована в журнале «Искусство кино» № 2 1961 года:

«Большинство зарубежных кинокритиков и обозревателей видит главную причину успеха «Баллады о солдате» в ее моральной чистоте и человечности.

«Только морально здоровые люди могут передать в искусстве красоту человека, — пишет обозреватель газеты „Монд“, — Как приятно встретить на экране людей здоровых, нормальных!.. „Баллада о солдате“ воспевает все лучшее в человеке».

В ряде рецензий подчеркивается, что фильм страстно пропагандирует идеи мира.

«Я искренне полагаю, — пишет критик французской буржуазной газеты „Орор“, — что никогда еще мне не приходилось видеть более трогательного, более патетического, более умного обличения глупости и чудовищности войны».

Вместе с тем многие критики отмечают, что советский фильм далек от сентиментального, абстрактного пацифизма, что он проникнут духом мужества и воли к борьбе».

В 1965—1975 гг. Григорий Чухрай был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения киностудии «Мосфильм». Более 20 лет режиссер был членом художественного совета киностудии «Мосфильм».

Архивное фото со съемок фильма «Жизнь прекрасна»

Архивное фото со съемок фильма «Жизнь прекрасна»

Григорий Чухрай писал об основных принципах работы Экспериментального творческого объединения (статья «На новой студии», «Советское кино» от 19 марта 1966 года):

«Экспериментальная студия стремится создать такие условия, при которых снимать плохие фильмы будет невыгодно ни авторам, ни студии. Наша студия отказалась от всех видов премиальных и постановочных вознаграждений и поставила и себя, как предприятие, и всех без исключения своих сотрудников в зависимость от той пользы, которую приносит фильм.

<…>

Прибыль нашей студии образуется от отчислений с проката, которые соответствуют не коммерческому успеху фильма, а его пользе. Однако отчисления с проката начинают поступать на студию не раньше, чем фильм окажется рентабельным для государства. Тем самым регулируется рентабельность самого предприятия. Если фильм убыточен для государства, он убыточен и для студии, и для каждого работника студии. Но если фильм приносит прибыль, то и студия получает прибыль, которая идет как на расширение объема производства, так и на вознаграждение всех без исключения работников студии.

Такая система полностью исключает паразитическую заинтересованность, повышает ответственность всех работников студии за порученную им работу».

Кадр из фильма «Жизнь прекрасна»
Кадр из фильма «Жизнь прекрасна»

В 1966—1971 гг. Григорий Наумович активно занимался преподавательской деятельностью, был педагогом ВГИКа, где руководил режиссерской мастерской. Помимо этого, он преподавал на Высших курсах режиссёров и сценаристов.

Кадр из фильма «Жизнь прекрасна»

Кадр из фильма «Жизнь прекрасна»

Статья подготовлена с использованием материалов специального проекта о жизни и творчестве Григория Чухрая на сайте журнала «Сеанс».

Архивные фото со съемок и кадры из фильмов: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».