В 6-й студии перезаписи «Мосфильма» идёт сведение фонограммы мистической драмы «Белой дороги!» режиссера Эллы Манжеевой.
По сюжету ленты главный герой Алдар возвращается в родную Калмыкию, где не был уже десять лет, чтобы найти свою мать, пропавшую в степи; им вместе предстоит пройти путь, который они не успели завершить, пока она была жива. Название «Белой дороги!» — это отсылка к традиционному калмыцкому пожеланию доброго пути.
«Фильм «Белой дороги!» — это современный миф, который будет понятен каждому, кто переживал в своей жизни потерю не только близких людей, но и внутреннюю потерю самого себя. Такой роуд-муви внутри моего подсознания, памяти предков, защитников веры на фоне социальных проблем, духовной нищеты и голода. Это молитва-плач во спасение эгрегора победы моего народа. Создавать миры — уникальная возможность рассказывать о себе», — сообщала режиссер Элла Манжеева в интервью АиФ в 2021-м году.
Элла Манжеева — российский режиссер калмыцкого происхождения. Она окончила Петербургский институт кино и телевидения и Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где одним из руководителей её мастерской был режиссер Владимир Хотиненко. Снимает с 2007-го года. Первой ее работой был фильм « Чайки», мировая премьера которого прошла на Берлинском Международном кинофестивале, а затем картина облетела фестивали всего мира. Продюсерами ленты «Белой дороги!» выступили Елена Гликман и Виктория Лупик.
Картина «Белой дороги!» находится в производстве около восьми лет. В 2015-м проект на стадии сценарной разработки был представлен в программе Берлинского кинофестиваля Berlinale Residency, а в 2020-м участвовал в питчинге копродукции рынка контента Key Buyers Event, который организовал Роскино. В 2021 году фильм на этапе девелопмента был приглашён в программу L'Atelier de la Cinéfondation Каннского кинофестиваля. Также проект был поддержан Минкультуры РФ.
"Белой дороги!": кадр из фильма
Основной съёмочный блок фильма проходил осенью 2021 года в Калмыкии и в Астраханской области, в том числе в совершенно особенном месте – у горы Богдо, которая находится в степи рядом с соленым озером Баскунчак. Священная гора Богдо является символом хозяина Земли и Степи для калмыков. Московский блок включал в себя несколько объектов, один из которых – Клуб Mutabor – атмосферное индустриальное арт-пространство, открывшееся в 2019 году на территории бывшего компрессорного завода «Московский подшипник» на Дубровке.
В настоящий момент в 6-й студии «Мосфильма» проводится перезапись картины (итоговое сведение фонограммы фильма в формате 5.1– прим.). Mosfilm.ru задал несколько вопросов звукорежиссеру перезаписи Филиппу Ламшину (звукорежиссер картины – Владимир Прямов).
Звукорежиссеры Филипп Ламшин и Владимир Прямов
Mosfilm.ru: Насколько сложным и многослойным можно назвать звуковое полотно картины «Белой Дороги!»?
Филипп Ламшин: По звуку это сложная картина. На самом деле, любое авторское кино по звуку всегда является сложным. Это персональное высказывание, с совершенно особыми личными ощущениями, видением автора, его образами. Я как звукорежиссер всегда сталкиваюсь с тем, что должен понять (угадать, услышать) авторский замысел. А это всегда сложно. По жанру я бы охарактеризовал этот фильм как некое мистическое роуд-муви, внутри которого каждое событие является символом, отсылающим к калмыцкому эпосу.
- Мистика, фэнтези часто требуют саунддизайна. Вам приходилось «придумывать» звуки в процессе работы?
- Нет, в звуковом изложении это всё же некий «реализм». В картине не летают космические корабли. Здесь есть главный герой, который проходит определенный путь по калмыцкой степи. И каждое событие, происходящее с ним, так или иначе связано с каким-то народным калмыцкими сказаниями. Это если мы говорим о мистике, но по форме изложения звук в картине - предельно реалистичен. Есть много звуков как бы «зашитых» в атмосферу картины – для создания определенного настроения у зрителя.
- Много ли звука, записанного непосредственно на площадке?
- Чистовая фонограмма фильма почти на девяносто процентов состоит из звука, записанного на площадке. Это много. Речевое и шумовое озвучивание мы, к сожалению, проводили не на «Мосфильме» - у нас достаточно ограниченный бюджет.
- Сколько смен в перезаписи?
- Мы довольно-таки большое время с 7-го марта – около месяца - занимались премиксами – здесь же, на «Мосфильме». Это была серьёзная подготовительная работа. В студии перезаписи планируем уложиться за пять смен.
- Насколько в эту работу вовлечена режиссер Элла Манжеева?
- Режиссер и вовлечен, и не вовлечен в процесс. Объясню: чтобы у режиссера была некая «отправная точка» нам необходимо было сначала показать свои варианты звукового решения. Как это будет звучать с точки зрения «рельефа», динамики в картине – мы придумали. Но «пристреливались» долго. Начальная конструкция не очень понравилась, мы детально её переработали.
- Много в фильме музыки? Какая она?
- А вот музыки в картине как раз не так много. И практически везде она взаимодействует с саунддизайном. Где-то они дополняют, а где-то заменяют друг друга. В фильме есть всего два чисто музыкальных фрагмента – там, где музыка работает самостоятельно. Но такая задача стояла перед нами изначально. В фильме есть песня, которую исполняет сама Элла Манжеева - профессиональный музыкант. Есть песня в исполнении главного героя, которого играет рэпер Тимур Бубеев. А оригинальную музыку написали немецкие композиторы Лидия Календарева и Алин Кристиан Опрея.
Жанр – мистическая драма
Автор сценария – Элла Манжеева
Режиссер – Элла Манжеева
Операторы – Екатерина Орловская, Александр Кузнецов
Художник – Ольга Соколова
Креативный продюсер – Татьяна Сарана
Продюсеры – Елена Гликман, Виктория Лупик
Производство – кинокомпания «Телесто-фильм», кинокомпания «Анникофилмс»
При поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Республики Калмыкия
В главных ролях:
Тимур Бубеев «Everthe8» – АЛДАР
Любовь Убушиева – МАТЬ
Нина Усунцынова – ГЕРЕЛ