Версия для слабовидящих
3

«Это сладкое слово - свобода!»: премьера в Youtube

23 сентября 2022
Редакция новостей
266

Специалисты «Мосфильма» отреставрировали картину «Это сладкое слово - свобода!». Остросюжетный фильм режиссера Витаутаса Жалакявичуса доступен для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в разрешении 4К. Подробнее о картине – в материале Mosfilm.ru


«Это сладкое слово – свобода!» («Мосфильм», при участии Литовской киностудии)


Режиссёр: Витаутас Жалакявичус

Автор сценария: Валентин Ежов

В главных ролях: Регимантас Адомайтис, Ирина Мирошниченко, Ион Унгуряну

Оператор: Владимир Нахабцев

Жанр: драма

Длительность: 142 мин.

Страна: СССР Язык: русский

Год: 1972 


на иностранном языке (41).JPG
Афиша фильма на немецком языке

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1970 году в издательстве «Прогресс» вышла книга венесуэльского писателя Гильермо Гарсиа Понсе «Туннель Сан-Карлоса». Это документальный рассказ об одном из эпизодов революционной борьбы в Латинской Америке 1960-х - о побеге из каракасской тюрьмы-крепости «Сан-Карлос» трех руководителей Коммунистической партии Венесуэлы - в их числе был сам автор, один из руководителей партизанского движения, Гильермо Гарсиа Понсе. Побег был совершен через подземный туннель длиной более 60 метров, который заключенные-революционеры рыли два года.


Удача этой дерзкой операции имела огромное пропагандистское значение. По книге Гильермо Понсе на советском телевидении был поставлен документальный спектакль, а чуть позже Валентин Ежов написал увлекательный сценарий, по которому Витаутас Жалакявичус в 1972 году снял двухсерийный художественный фильм. Стоит отметить, что тема революционной борьбы в Латинской Америке в то время была очень популярна и в СССР, и странах социалистического блока. Ранее Жалакявичус снял телефильм «Вся правда о Колумбе» (1970) - политический триллер об охоте полиции за одним из вожаков революционного подполья.


СЮЖЕТ

Конкретное время и место действия создатели фильма не обозначают. В неназванной латиноамериканской стране после переворота к власти приходят военные. На улицы выведена военная техника, мирное население подвергается жёсткому террору. Прокатывается волна арестов, в заключении оказываются бывшие сенаторы — либералы и коммунисты. Находящиеся в подполье патриоты разрабатывают план их освобождения. На имя Франсиско и Марии Вардес покупается небольшая лавочка напротив тюрьмы. Из её подвала решено скрытно проложить 90-метровый тоннель к территории тюрьмы…


АКТЁРЫ И СЪЕМКИ

Главных героев - Франсиско и Марию – играют уже известные к тому моменту актёры Регимантас Адомайтис и Ирина Мирошниченко (специально для этой роли актриса покрасила волосы в чёрный цвет). В роли старого шахтера Карлоса по прозвищу «Панцирная спина» - Михай Волонтир, пожалуй, это его первое заметное появление на экране. Родион Нахапетов исполнил роль немногословного революционера-подпольщика Бенедикто. Юозас Будрайтис предстаёт в образе отрицательного персонажа - солдата Фелисио.


091.jpg
Актеры Р. Адомайтис и Р. Нахапетов


Большая часть фильма была снята в Ялте. В городе была выстроена целая декоративная улица – латиноамериканский квартал. На этой улице располагалась лавка Франсиско и Марии, под которой проходил подземный туннель. Хотя сам туннель при этом находился в Судаке. Часть эпизодов снималась в Баку и павильонах «Мосфильма». Остальные съемки проходили в Чили.

«Наша съемочная группа прилетела в Чили до переворота, когда еще был жив Альенде. Мы каким-то чудесным образом в фильме предвосхитили события, которые и в самом деле произошли потом в жизни… Нас встречает пресс-атташе по культуре и говорит: «Зачем вы прилетели? Мы же телеграфировали в МИД – никого сюда не присылать, здесь горячо, вот-вот что-то произойдет!» Но раз уж прилетели, надо сниматься. Никто нам не помогал, у посольства в эти дни без нас хлопот хватало. И нам пришлось снимать прямо на улице методом «скрытой камеры». Сегодня «скрытые камеры» помещаются на ладони, или даже в пуговице одежды. А в 72-м году представляете какие были «скрытые камеры»? «Скрыть» ее можно было только в автобусе, что и было сделано. Камеру установили в каком-то стареньком не привлекающем внимания автобусе, а мы, актеры, прямо на улицах, среди людей должны были разыгрывать сцены из фильма так, чтобы никто этого не замечал» - вспоминает Ирина Мирошниченко.

ПРИЗНАНИЕ, ОЦЕНКИ И ПУГАЮЩИЕ СОВПАДЕНИЯ

Фильм получил главный приз VIII Московского международного кинофестиваля в 1973 г. Через два месяца после этого события в Чили, где проходили съемки картины, произошел фашистский переворот, в ходе которого погиб президент Сальвадор Альенде. К власти пришёл генерал Пиночет - тысячи чилийцев были убиты, тысячи брошены в тюрьмы и лагеря. Об этих событиях Жалакявичус снял фильм «Кентавры» (1978).


p002.jpg
Режиссер В. Жалакявичус на съемочной площадке


По оценкам критики и ценителей кино, фильм «Это сладкое слово - свобода!» сегодня незаслуженно забыт зрителем. При этом уровень сценария, режиссуры, операторской работы и актерского мастерства – до сих пор позволяет ленте не устаревать. И хотя драма с элементами политического триллера и документального кино жанр в советском кинематографе не такой уж и редкий, фильм Жалакявичуса ни тогда, ни сейчас, ни в чем не уступает лучшим западным лентам подобного типа.

«Он с огромной нежностью и трепетностью относился именно к латиноамериканскому духу, хотел чтобы он читался в фильме. Он хотел снять картину о любви и о свободе. Не злобную, а восторженную и лиричную», - отмечала актриса Ирина Мирошниченко.

В копилке наград картины «Это сладкое слово - свобода!» - вторые призы на МКФ в Роттердаме и Антверпене (1974 г.)

Стоит добавить, что сам Витаутас Жалакявичус, будучи с 1961 г. по 1975 г. и все 1980-е художественным руководителем Литовской киностудии, много сделал для становления национальной киношколы. Любопытно, что в 1974 - 1980 гг. режиссёр жил в Москве, работал на «Мосфильме», преподавал на Высших сценарных курсах.


РЕСТАВРАЦИЯ

Покадровую реставрацию изображения и звука осуществляли специалисты ПК «Телекино» (реставраторы Марина Алексахина и Михаил Тусматов , цветокоррекция – Ирина Агафонова) в течение нескольких месяцев.

«Перед началом реставрации всегда интересно узнать историю картины над которой предстоит работать, а эта картина с непростой судьбой. Она о протесте, о революционной борьбе. Мы реставрировали копию, подвергшуюся в советское время жесткой редактуре - она короче оригинальной режиссерской версии на целых две части. В картине много архивных черно-белых монтажных вставок, которые мы не подвергали обработке, чтобы сохранить ощущение документальности», - рассказал главный инженер-технолог «Мосфильма» Алексей Сеньковский.

Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.

1.414.1.jpg
Кадр из фильма до реставрации

5.7.1.jpg
Кадр из фильма после реставрации


К настоящему моменту работы полностью завершены и с  19-00 23 сентября фильм в формате 4К доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма». Делитесь своими впечатлениями и оставляйте комментарии!



СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ - именно там хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2022 году специалистами ПК «Телекино и компьютерная графика» отреставрированы несколько картин, в их числе «Берегите мужчин!» (реж. А. Серый, 1982), «История Аси Клячиной…» (реж. А. Кончаловский, 1967), «Живые и мёртвые» (реж. А. Столпер, 1964), «Сны» (реж. К. Шахназаров, А. Бородянский, 1993), «Невероятные приключения итальянцев в России» (реж. Э. Рязанов, 1973), «Гараж» (реж. Э. Рязанов, 1979).


Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).


В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.


Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.