29 декабря 2022 года стало известно, что на 86-м году жизни умер народный артист РФ композитор Эдуард Артемьев. Mosfilm.ru вспоминает основные вехи жизни и творчества Мастера, которому были подвластны все музыкальные жанры.
Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске. В 1945-1955 годах получал первоначальное музыкальное образование в Московском хоровом училище (ныне Академия хорового искусства им. В. С. Попова). В 1955 году Эдуард Артемьев поступил на теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории (МГК) им. П. И. Чайковского, учился по классу композиции народного артиста СССР Юрия Шапорина. В студенческие годы написал фортепианные сочинения "Пасторальная сонатина" (1956) и "Четыре прелюдии" (1958), "Поэму" для двух скрипок, альта и виолончели (1956), ораторию на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" (1959). В 1960 году окончил МГК.
Эдуард Артемьев - Первая музыкальная студия "Мосфильма", 2019 г.
В 1960 году Эдуард Артемьев познакомился с инженером Евгением Мурзиным - создателем первого в мире фотоэлектросинтезатора АНС («Александр Николаевич Скрябин»). В 1961-1963 годах Артемьев работал под руководством в должности старшего инженера в лаборатории исследования звука одного из московских военных научно-исследовательских институтов. Занимался изучением радиоэлектроники, осваивал возможности синтезатора по генерации звука. Впоследствии принимал участие в деятельности Московской экспериментальной студии электронной музыки. Эдуард Артемьев стал одним из первых отечественных композиторов, работающих в жанре электронной музыки.
В 1961 году вместе со Станиславом Крейчи он записал на АНС звуковое сопровождение для полиэкранного фильма "В космос!". В том же году создал электронное сочинение "Звездный ноктюрн", в 1964 году - выдержанные в схожей стилистике "Концертный вальс" и "Этюд".
В 1967 году Эдуард Артемьев представил музыкальную композицию "Мозаика", ставшую примером авангардной электронно-сонорной техники. В 1969 году композитор создал "Двенадцать взглядов на мир звука" - серию акустических вариаций на один тембр.
Для его творчества 1970-х годов характерен синтез сонорного и неоромантического стилей, а также элементов рок-музыки. Среди сочинений этого периода: "Семь врат в мир Сатори" (1974), "Ноосфера" (1975), "Картины-настроения" (1976-1983), "Мираж" (1978).
В 1980 году к церемонии открытия XXII летних Олимпийских игр в Москве Эдуард Артемьев написал кантату "Ода доброму вестнику". Все ее семь частей созданы в разных жанрах электронной музыки. В 1989 году международную известность получила его композиция "Три взгляда на революцию", написанная к 200-летию Великой французской революции для фестиваля электронной музыки в Бурже (Франция).
Эдуард Артемьев в Тонстудии "Мосфильма" (2010-е гг)
В 1960-1990-х годах Эдуард Артемьев написал музыку к более чем тридцати постановкам для Театра им. Моссовета, Государственного академического Малого театра, Московского академического театра сатиры, Московского драматического театра на Малой Бронной и др.
Композитор около 30 лет работал над рок-оперой "Преступление и наказание". Ее премьера состоялась в 2016 году в Московском театре мюзикла, режиссером-постановщиком стал Андрей Кончаловский.
Творческая жизнь композитора на протяжении долгих была тесно связана с «Мосфильмом». Миру кино Артемьева открыл режиссер Самсон Самсонов – композитор выступил автором музыки к картине «Арена» (1967). В 1971 году Артемьев написал музыку для дипломной работы выпускника режиссерского факультета ВГИКа Никиты Михалкова - короткометражного фильма "Спокойный день в конце войны".
«В театре киноактёра на улице, теперь она снова называется Поварской – Михалковы жили прямо рядом с театром – репетировался Александром Орловым спектакль «Мёртвые души». Александр Орлов поставил спектакль, который поразил вначале всех своей идеей - «Мёртвые души» Гоголя сыграть силами театра пантомимы. Это удивительный, очень нашумевший спектакль. Видимо до Никиты дошло это дело, и он пришёл однажды посмотреть репетиции, он послушал – и вдруг ко мне обращается: «Я весной буду защищать диплом «Спокойный день в конце войны», давай с тобой поработаем». Там началось наше знакомство» - вспоминал Эдуард Артемьев в интервью Mosfilm.ru в 2019 году.
В дальнейшем Эдуард Артемьев стал автором музыкальных тем практически ко всем фильмам Никиты Михалкова: "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1975), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977), "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Без свидетелей" (1983), "Урга - территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994), "Сибирский цирюльник" (1998), "Двенадцать" (2007), "Солнечный удар" (2014).
В 1972 году на экраны вышла фантастическая драма Андрея Тарковского "Солярис". Следуя пожеланиям режиссера, Артемьев создал специфическую звукошумовую палитру, передающую атмосферу фильма.
Эдуард Артемьев: «На «Солярисе» работал ныне покойный замечательный звукорежиссёр Семён Литвинов, совершенно выдающийся человек, профессионал редкий, особенно в то время – техника же была ещё несовершенна. Мы с ним вместе подбирали шумы сначала, потом я столкнулся с такой историей - всё равно не «оживает» звук. Тогда я сказал Андрею: «Мне нужен оркестр», «Зачем?», - спросил он. – «Оркестр исполнит роль звуковых призвуков к реальным шумам – туда душа человеческая и войдёт». Так я и сделал. Там очень много оркестра и реальных шумов вместе. Задача была, чтобы это было неузнаваемо, чтобы звуковые призвуки оркестровые были очень дозированы, на грани узнавания. Вот такая тонкость. Для меня это была огромная работа, колоссальная школа. Я ночевал здесь в студии, в монтажной спал часто. Объём работы был фантастический!
Впоследствии Эдуард Артемьев выступил автором звукового оформления следующих картин Тарковского - "Зеркало" (1974) и "Сталкер" (1979).
Эдуард Артемьев также создал музыкальное оформление нескольких фильмов Андрея Кончаловского. Среди них "Сибириада" (1979), "Гомер и Эдди" (1988), "Одиссея" (1997), "Дом дураков" (2002), "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014) и др.
Композитор Эдуард Артемьев и звукорежиссер Геннадий Папин на записи музыки к фильму "Грех" ("Мосфильм", 2019)
Композитор сотрудничал с режиссерами Владимиром Фокиным ("Сыщик", 1979, "Александр Маленький", 1981, "ТАСС уполномочен заявить", 1984), Вадимом Абдрашитовым ("Охота на лис", 1980; "Остановился поезд", 1982), Александром Прошкиным ("Частное лицо", 1980; "Доктор Живаго", 2006; "Искупление", 2011 и др.), Павлом Чухраем ("Водитель для Веры", 2004).
Также Эдуард Артемьев дважды выступил композитором в картинах Карена Шахназарова - "Курьер"(1986) и "Город Зеро" (1988).
«Я был удивлен приглашению. Дело в том, что сама стилистика музыки… не чистый рок, а дальнейшее его развитие внутри этого огромного течения – другие жанры рока, такие как брейк-данс… Карен Георгиевич меня попросил попробовать поработать. Я попробовал это сделать – с большим интересом и удовольствием. Если бы не он, я бы прошёл мимо этого направления. А так я погрузился немного в другую стилистику, мелодику… Это был серьёзный опыт», - рассказывал Mosfilm.ru композитор о работе над фильмом «Курьер».
В общей сложности Эдуард Артемьев написал музыку к более чем 170 российским и зарубежным художественным, документальным и мультипликационным фильмам. В 2014 году в ходе церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи прозвучала музыкальная тема Эдуарда Артемьева к фильму "Сибириада", в ходе церемонии закрытия - к фильмам "Свой среди чужих, чужой среди своих" и "Сталкер".
Герой Труда РФ (2022)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985). Народный артист РФ (1999)
Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2013) и Орден Александра Невского (2018)
Государственная премии РСФСР им. братьев Васильевых (1988)
Четырехкратный лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства - за 1993, 1995, 1999 и 2016 годы
Лауреат кинопремии "Ника" в номинации "За лучшую музыку к фильму" (1995, "Лимита"; 2004, "Водитель для Веры"; 2008, "Двенадцать"; 2017, "Герой"). Обладатель кинопремии "Золотой орел" в категории "За лучшую музыку к фильму" (2007, "Доктор Живаго"; 2008, "Двенадцать"; 2012, "Дом"; 2014, "Легенда №17"; 2015, "Солнечный удар").
Обладатель театральной премии "Золотая маска" в номинации "Работа композитора в музыкальном театре" (2017, "Преступление и наказание").
Обладатель призов Московского международного кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф (2001, 2022).
«Музыка не оставляет следов, как облако в небесах, как стрела в воздухе, как рыба в воде. Формы ее не увидишь, сущность ее не познаешь… Но Землю и небо объемля собою, она незримо проникает в сердца людей, утешая и исцеляя их, оставляя запечатленный благодатный свет в душах, слушающих её».
«Мосфильм» выражает самые глубокие и искренние соболезнования родным и близким, коллегам и друзьям Эдуарда Николаевича Артемьева. Ушел из жизни один из главных композиторов современности, невероятно талантливый и светлый человек, снискавший любовь и уважение миллионов людей.