Версия для слабовидящих
3

Чтобы смотрелось в кадре. Кто и как сохраняет кинокостюмы?

Главы
18 сентября 2024
Редакция новостей
1351
Дом костюма и реквизита (ДКР) – ультрасовременное хранилище «Мосфильма», где собрана коллекция из более чем полумиллиона предметов – костюмов, обуви, мебели, различных предметов интерьера и пр. Большую и наиболее востребованную в кино часть коллекции составляют предметы одежды – более 350 тыс. единиц! Mosfilm.ru встретился со специалистом, который отвечает за сохранность и внешний вид кинокостюма.

ХОББИ, СТАВШЕЕ ПРОФЕССИЕЙ

Швейным делом Виктория Кучмаева (на фото) занималась всю жизнь, но в качестве увлечения. А вот настоящей профессией её хобби стало полтора года назад. Сегодня через её руки проходят сотни мужских, женских, военных, исторических костюмов. «Мосфильм» не оказывает услуги по пошиву одежды, но, ежегодно одевая тысячи артистов и участников массовки - для самых разных проектов, всегда должен поддерживать свои обширные фонды в рабочем состоянии. Виктория в отличие от портного, который занимается раскройкой, или дизайнера-модельера, создающего модели одежды, отвечает лишь за качественную «подгонку» и ремонт изделия. Но и это – огромная и сложная работа! Поэтому мастерская швеи тоже похожа на своеобразный склад – помимо рабочего места специалиста, всё пространство помещения всегда заполнено вещами, требующими мелкой починки или полноценного ремонта.

«Когда тебе приносят костюмы из «Анны Карениной», «Петра Первого», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Формулы любви» - испытываешь особые чувства. Ведь таким образом ты соприкасаешься с историей кино, это не передать словами! К тому же, каждая вещь индивидуальна – работа никогда не повторяется», - признаётся Виктория.
Виктория – специалист широкого профиля. Ей, помимо занятий непосредственно швейным делом, приходится совмещать несколько профессий: знать историю костюма, разбираться в технологиях производства тканей. Как отмечает специалист, всё необходимое оборудование для ремонта одежды в Доме костюма и реквизита имеется, а учиться и получать новые знания удаётся и от коллег:
«У меня есть очень хороший наставник – Алла Михайловна Оленева, заместитель руководителя ДКР, талантливый художник по костюмам, блестящий историк костюма. В своё время она сама была швеей – так что, мы с ней разговариваем на одном языке!»
О каждом из многочисленных предметов, находящихся в мастерской, Виктория готова рассказывать подробно и истинной увлеченностью профессионала. Ведь почти в каждом случае приходится искать нестандартные творческие решения. Нужную ткань, деталь, нитки, отдельный элемент старой вещи найти зачастую непросто, а порой и вовсе - невозможно. Сейчас «в работе» платье 1940-х годов.
- Здесь спорото кружево, – рассказывает швея. - Придётся подбирать новое, а это непросто. Платье принадлежит к совершенно определенной исторической эпохе, заменить важную деталь на «новодел» нельзя – будем искать подходящий материал или изготавливать этот элемент самостоятельно. Ведь подобных вещей давно не производится. Что не восстанавливается – оставляем для последующих консультаций с опытными художниками по костюмам. Случается так, что некоторые особо ветхие костюмы идут на «вспомогательные» материалы.
ГЛАЗА БОЯТСЯ – РУКИ ДЕЛАЮТ
Через руки Виктории вещи идут как по конвейеру. За рабочий день специалист успевает привести в порядок от двух до четырёх костюмов - где-то подшив, где-то переделка зоны талии, где-то мелкий ремонт, где-то чистка (бывают пятна, которые не может вывести даже химчистка). Везде своя специфика: мужская, женская, детская одежда; белье, верхняя одежда, спортивная, свадебная и спецодежда; вышивка, различные декоративные техники, одежда для танцев… Многие старые вещи сделаны вручную и не терпят машинного вмешательства. Так что работа швеи – это ещё и усидчивость.
К сожалению, довольно часто специалистам ДКР приходится сталкиваться с небрежностью заказчиков - вещи возвращают порванными, испачканными, либо наскоро переделанными под размеры актёра. Таких клиентов в Доме костюма и реквизита справедливо называют вандалами и штрафуют. А костюмы приходится приводить в первоначальное состояние – зачастую, с большим трудом. Несмотря на высокую загрузку, Виктория признается, что для неё работа в мосфильмовском Доме костюма и реквизита стала настоящим счастьем и истинным призванием:
- Как говорится, глаза боятся, руки делают! К тому же, всегда интересно видеть результат своей работы, а он есть каждый день. И каждый раз приятно удивляешься – это сделал я! Это процесс рождения вещи в руках, ее можно трогать, есть ясное ощущение итога, завершенности работы.
В этом году Виктория Кучмаева, помимо текущей работы, успела подготовить костюмы к выставке «Бал в кино» - экспозиция открыта для посещения в киноконцертном комплексе, привела в порядок персонажные костюмы из фильмов «Тот самый Мюнхаузен», «Формула любви» к выставке, посвященной памяти Марка Захарова. Впереди – сотни костюмов. Даже прощаясь, Виктория рассказывает нам о своих планах:
- Атласная рубаха, видите какой износ? Будут заплатки – полгода подбираем нужный цвет. Всё будет сделано вручную. Чтобы в кадре смотрелось!

По вопросам аренды костюмов для съемок – Анна Тимофеева, руководитель Дома костюма и реквизита Тел.: +7 (499) 143-9529 Эл. Почта: dkr@mosfilm.ru