Специалисты «Мосфильма» провели цифровую реставрацию советской трехсерийной картины «Братья Карамазовы». Последний фильм режиссера Ивана Пырьева, по одноименному роману Ф.М. Достоевского, был поставлен на «Мосфильме» в 1969 году, причем в связи с уходом постановщика из жизни, завершали съемки исполнители главных ролей – Михаил Ульянов и Кирилл Лавров. С 19 -00 (мск) 21 июля лента доступна для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Подробнее о ленте и её создателях – в материале Mosfilm.ru.
Оригинальный плакат фильма "Братья Карамазовы" - 1969 г.
Жанр: драма
Режиссёр: Иван Пырьев, заканчивали постановку 3-й серии - Михаил Ульянов, Кирилл Лавров
Автор сценария: Иван Пырьев (на основе романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
В главных ролях: Михаил Ульянов, Андрей Мягков, Лионелла Пырьева, Кирилл Лавров, Марк Прудкин, Светлана Коркошко, Валентин Никулин, Павел Павленко и др.
Оператор: Сергей Вронский
Художник: Стален Волков
Композитор: Исаак Шварц
Экранизация одноименного романа Федора Михайловича Достоевского. Психологическая драма о судьбе, Боге и любви. XIX век. В уездном российском городе разгораются страсти между стариком Фёдором Павловичем Карамазовым и тремя его взрослыми сыновьями - Митей, Иваном и Алёшей. Отношения Мити с отцом напряжены не только из-за наследства, но еще и из-за Грушеньки - женщины, в которую оба страстно влюблены. Незаконнорожденный сын Фёдора Павловича, Смердяков, использует семейный раздор в своих интересах...
Как указывает в своей статье исследователь Сергей Рублев "Пырьев. "Братья Карамазовы", в начале 1965 года попытку закрепить за собой «право» на постановку последнего романа Ф. Достоевского предприняли режиссер Сергей Бондарчук и сценарист Василий Соловьев. 1 февраля они отправили заместителю председателя Госкино СССР В. Е. Баскакову коллективную «заявку», в которой убеждали руководство в том, что экранизация «Карамазовых» должна быть поручена именно им. Главное управление художественной кинематографии, учитывая успех первых серий поставленной Бондарчуком киноэпопеи «Война и мир»», ответило согласием и даже поручило директору «Мосфильма» В. Сурину включить экранизацию в перспективный план работы киностудии. Однако Бондарчука опередил Иван Пырьев, сообщивший осенью 1965 года председателю Госкино А. В. Романову о создании собственной сценарной интерпретации «Братьев Карамазовых». Уже в марте 1966 года сценарно-редакционная коллегия студии обсуждала первый вариант литературного и режиссерского сценариев двухсерийного фильма. Отзывы поступали самые разные.
«Мне дали этот сценарий в Госкино на рецензию, — позже вспоминал критик Ростислав Юренев. — Моя рецензия была отрицательной. Я был убежден, что без «Великого инквизитора», без образов несчастных, обиженных людей — штабс-капитана Снегирева, Илюшечки, Красоткина, без Лизы Хохлаковой, без истории любви Алеши, наконец, без глубоких мучительных рассуждений Достоевского о жизни и смерти, о вере и религии, о бедности и богатстве, о вседозволенности и совести, без подробных психологических авторских характеристик основных персонажей — великий роман превратится на экране в мелодраму о любви порочного отца и буйного сына к одной роковой женщине».
Однако звучали и противоположные, вполне взвешенные доводы, что весь роман Достоевского на экран в рамках художественного фильма перенести просто невозможно. Редактор сценарно-редакционной коллегии Госкино Е. Д. Сурков настаивал на необходимости проработки внутренней полноты и ясности основных линий, взятых для экранизации Пырьевым, отмечая при этом бережное отношение режиссера к оригинальному тексту. Но и в Госкино, и на «Мосфильме» были едины во мнении, что фильмы снятые «по Карамазовым» на Западе, даже близко не раскрывают огромных идейно-художественных ценностей, заложенных в романе. Так что советская экранизация главного «детища» Достоевского только приветствовалась.
В итоге редакционная коллегия II-го творческого объединения, обсудив литературный сценарий Пырьева, единодушно решила его принять и считать «возможным запустить в режиссерскую разработку».
«Братья Карамазовы», — сообщал в «краткой экспликации» Иван Пырьев, — это наша третья экранизация Достоевского. В ней мы в основном придерживаемся того же принципа, что при экранизации «Идиота». Причем нужно сознаться, что нам предстоит несравненно более трудная задача.
«Карамазовы» — обширный, многоплановый, философский роман, одно из самых сложных произведений Достоевского. В художественном смысле этот роман глубже всех предшествующих. Здесь достигнута необычайная острота характеров, высшая напряженность композиции, трагизм страстей, пороков и вдохновений. В своем содержании роман этот, как известно, полон глубоких противоречий, наряду с реакционно-мистическими воззрениями автора в нем существуют и близкие для нашего современника передовые, гуманистические тенденции. Вследствие этого нам пришлось не только сокращать (ради емкости будущего фильма) некоторые сюжетные линии романа, не только убирать его церковный мистицизм и освобождаться от излишней болезненности и патологии, но и произвести некое переосмысливание… …Содержание романа мы намерены выразить, прежде всего, через внутреннюю жизнь его основных персонажей. Не отрывая их от конкретной бытовой обстановки, мы намерены максимально приблизить к зрителю их душевные переживания».
На роль Федора Павловича Карамазова режиссер пригласил актера Марка Исааковича Прудкина, до этого игравшего данную роль во МХАТе.
Федор Павлович Карамазов - актер Марк Прудкин (1898 - 1994)
Дмитрия Карамазова сыграл Михаил Ульянов. По воспоминаниям актёра, он сам попросился на эту роль у Пырьева в перерыве одного из заседаний Комитета по Ленинским премиям.
«Я подошел к Ивану Александровичу Пырьеву, зная, что он собирается ставить «Братьев Карамазовых». Подошел, абсолютно ни на что не надеясь, и попросил попробовать меня на какую-нибудь роль. Пожалуй, я впервые обратился с подобной просьбой к режиссеру, и далась она мне не без усилия. И просьба-то вышла нерешительная и безнадежная, высказанная лишь для того, чтобы потом себя не корить в отсутствии смелости. Видимо, Иван Александрович почувствовал это и с холодком, криво улыбаясь, сказал, что, пожалуй, кроме Дмитрия Карамазова, он не видит персонажа, на которого можно было бы меня пробовать.
Мне показалось, что прозвучал отказ, но пути актерские неисповедимы. Вероятно, моя вялая просьба в какой-то миг раздумий о фильме вспомнилась Пырьеву и не показалась такой уж нелепой. Тем более что Иван Александрович знал меня по работе над «Председателем» — он был руководителем объединения, в котором снималась эта картина. И вот однажды, проходя по двору «Мосфильма», я почувствовал, что кто-то смотрит мне в спину. Обернувшись, я увидел, что из машины меня пристально разглядывает Пырьев. Поняв, что его обнаружили, режиссер улыбнулся, хлопнул дверцей, и машина уехала. А вскоре после этого мне позвонили из киногруппы, готовящейся к съемкам фильма «Братья Карамазовы», и попросили приехать» - из книги М.А. Ульянова «Реальность и мечта». (2007).
Работа на ролью была сложной. По воспоминаниям артиста, чем точнее он хотел быть похожим на Митеньку, так яростно написанного Достоевским, тем хуже «шел» материал. Режиссер всё время повторял Ульянову: «Миша, перестань читать книгу». Пырьев, понимая мир Достоевского как неистовое столкновение страстей, требовал от актеров предельной отдачи и темперамента. По отзывам коллег, режиссер сам был полон страстями, бурлившими в нем и зачастую выливавшимися через край.
«Его неукротимой, страстной натуре, всей его творческой индивидуальности близок Достоевский. Всё в Пырьеве жаждало встречи с «Карамазовыми», с могучими и открытыми душевными бурями и более того — с бурями нравственными», - отмечал артист Кирилл Лавров, сыгравший роль Ивана (Литературная газета. 1969. 16 июля. № 29).
Иван Карамазов - актёр Кирилл Лавров (1925 - 2007)
Роль Алеши Карамазова до конца жизни считал своей лучшей работой Андрей Мягков – в то время только начинающий свой путь в кинематографе артист.
Алёша Карамазов - актёр Андрей Мягков (1938 - 2021)
В подготовительный период фильм был запущен с 16 июля по 15 декабря 1966 года – изначально в объеме двух серий. В связи с необходимостью освоения импортной пленки Kodak и окончания кинопроб срок подготовительных работ был продлен до 15 января 1967 года.
Согласно приказу Госкинокомитета фильм был запущен в производство 16 января 1967 года со сроком сдачи двух серий 15 января 1968 года. Натурные съемки осуществлялись в Ростове, Истре, Суздале, Загорске.
Режиссер Иван Пырьев и исполнители главных ролей
7 февраля 1968 года Иван Пырьев внезапно скончался. После просмотра всего отснятого и смонтированного режиссером материала стало ясно, что фильм «Братья Карамазовы» может быть только трехсерийным – Госкомитет по кинематографии дал соответствующее разрешение. Окончание работ по фильму было поручено артистам Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову – под художественнм руководством Л. Арнштама, С. Юткевича и А. Столпера. В связи с этим был установлен уже новый срок сдачи уже 3-х серий фильма (который неоднократно сдвигался), и утверждена новая сметная стоимость картины. В итоге фильм был сдан 2 сентября 1968 года.
Съемочный период продолжался 428 дней вместо запланированных 407-ми – кроме того, по фильму было 5 смен досъемок и пересъемок по указанию Художественного совета.
Премьера фильма «Братья Карамазовы» состоялась 10 января 1969 года. Сравнивая книгу и фильм, литературные образы и их экранное воплощение, многие критики писали о недостатках картины – о том, что в фильме повезло лишь Дмитрию Карамазову, чья драма попала в центр внимания режиссера, о том, что духовные искания героев были сведены в одну плоскость. Однако в целом, фильм сочли «удачным» - порой характеризуя картину даже как некое творческое «завещанием» Ивана Пырьева.
«Как бы ни относиться к достоинствам и недостаткам «Братьев Карамазовых», это тот случай в нашем кинематографе, когда экранизация классического произведения приобрела исповеднический характер. Когда можно говорить не только о близости фильма Достоевскому, но и о близости его Пырьеву. Когда виден не только Достоевский, но виден и Пырьев, и страсть Ивана Пырьева сродни страсти Федора Достоевского. Не сразу он пришёл к «Карамазовым». Он прокладывал к ним путь, поставив «Идиота» и «Белые ночи», он добивался их… Когда фильм снимался, актеры говорили: «Так работать нельзя! Это какое-то неистовство. Он снимает так словно это его последний фильм. «Карамазовы» и стали его последним фильмом – режиссер умер, не закончив его. Но сообщенная им этой работе энергия огромной художнической страсти привела фильм к завершению» - И. Свободин «Бремя страстей человеческих», КП, 11 января 1969 г.
Кинопресса отмечала и тот факт, что создатели фильма подошли к роману Достоевского как к величайшему событию – с глубокой серьёзностью и сознанием своей ответственности. Задавались рецензенты и более глобальными вопросами – способен ли был кинематограф того времени «взять» Достоевского, показать всю полноту авторского замысла?
«Как экранизировать Достоевского? Как экранизировать сложнейшего и противоречивейшего писателя, которого по изобразительной силе Горький ставил рядом с Шекспиром, писателя, по признанию Энштейна, давшего ему больше, чем любой мыслитель. Сам Достоевский считал, что переделка романа в драму возможна, но для этого надо, «взяв первоначальную мысль, изменить сюжет». Первоначальная мысль! – вот что для него главное. Но сколько мы знаем примеров, когда сюжет оставляют более или менее нетронутым, может быть, лишь несколько суженным, но вот первоначальную-то мысль как раз и корежат, и глушат, и дробят… Режиссер видел свою цель в наиболее полном выявлении прогрессивных гуманистических тенденций романа «Братья Карамазовы», ибо именно в этих тенденциях – первоначальная мысль Достоевского», - В. Бушин «Красная Звезда», 19 июля 1969 г.
Покадровую реставрацию изображения и звука фильма «Братья Карамазовы» в течение трёх месяцев выполнили специалисты ПК «Телекино»: реставраторы – Василий Шахназаров, Михаил Тусматов, Екатерина Соловьева; сканирование - Евгений Верлочёв; цветокоррекция – Ирина Агафонова; звук – Игорь Валиев. Главный инженер «Мосфильма» Алексей Сеньковский отметил, что процесс реставрации технологически емким, специалисты столкнулись с серьезными дефектами и артефактами изображения, вызванными глубокими повреждениями исходника - пленки Kodak.
«Одним из самых сложных дефектов, работа с которым заняла большое количество времени – стали пятна на пленке. Они были разными и по цвету и по форме - по большой площади кадра. Попадались и едва заметные темные пятна, например на лицах – розовые и синие. Реставраторам пришлось поработать с обширными повреждениями изображения, его деформациями и мерцанием. Кроме того, магнитная плёнка была перетянута, перекручена, с частичным осыпанием магнитного слоя, в результате чего после каждой части аппарат приходилось, по сути, отмывать от налёта. Всё это привело к тому, что в некоторых частях образовался завал по средним и высоким частотам, что, в свою очередь, привело к низкой разборчивости диалогов и фонограммы в целом», - отметил Алексей Сеньковский.
Кадр до реставрации
Кадр после реставрации
Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.
К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 -00 (мск) 21 июля фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Также картину можно будет посмотреть на всех официальных ресурсах киностудии в Сети (VK Видео, Rutubе, онлайн-кинотеатр «Мосфильма»).
Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в партнерстве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023-м году в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики - разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971), кинороман «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970), приключенческий фильм «Новые приключения неуловимых» (реж. Э. Кеосаян, 1968), комедия «Ты – мне, я - тебе» (реж. А. Серый, 1977), приключенческий фильм «Корона Российской империи» (реж. Э. Кеосаян, 1971).
Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Фото: Мосфильм-Инфо
Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма», официальной группе «Вконтакте» VK Видео и на официальном Youtube-канале киностудии.