Версия для слабовидящих
3

«Бег»: знаменитый фильм в новом качестве изображения и звука

05 мая 2023
Редакция новостей
590

Специалисты «Мосфильма» провели покадровую цифровую реставрацию кинокартины «Бег». Советский художественный двухсерийный фильм режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова по мотивам произведений Михаила Булгакова был снят в 1970-м году. С 19 -30 (мск) 5 мая кинороман доступен для просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Подробнее о знаменитой ленте и её создателях – в материале Mosfilm.ru


«БЕГ» («Мосфильм, 1970). ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ


бег.JPG
Оригинальный плакат фильма "Бег" - 1971 г.

Жанр: кинороман, драма

Авторы сценария и режиссёры: Александр Алов, Владимир Наумов

В главных ролях: Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Людмила Савельева, Татьяна Ткач, Владислав Дворжецкий и др.

Оператор: Леван Пааташвили

Главный художник: Алексей Пархоменко

Композитор: Николай Каретников

Производство: Киностудия «Мосфильм», Творческое объединение писателей и киноработников

Длительность: 196 мин.

Страна: СССР

Язык: русский


СЮЖЕТ


По мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия», а также либретто оперы «Черное море». Фильм повествует о вынужденном бегстве из России в конце Гражданской войны военных, дворян, интеллигенции. Трагедия генерала Хлудова, надорвавшего душу собственной жестокостью; история казачьего генерала Чарноты, превратившегося на чужбине в нищего; личная драма Серафимы Корзухиной, которую предал муж и которую полюбил ученый Голубков. Действие разворачивается в Севастополе, Константинополе и Париже.


ЗАМЫСЕЛ, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ


Пьесу «Бег» о судьбе интеллигенции и офицеров Белой армии, которые были вынуждены покинуть родину во время Гражданской войны, Михаил Булгаков начал писать в 1926 году. В основу сюжета легли рассказы жены писателя, уехавшей в то время с первым мужем во Францию, и мемуары белогвардейского генерала Якова Слащёва. Премьера планировалась на 1928 год, однако пьесу запретил лично Сталин, охарактеризовавший произведение как «антисоветское явление». Впервые «Бег» поставили в 1957 году на сцене сталинградского драмтеатра, и только через несколько лет пьесу впервые опубликовали.


Фильм «Бег» стал первой экранизацией Булгакова в советском кино. Сценарий написали режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов - по пьесам «Бег», «Белая гвардия», а также либретто оперы «Чёрное море». В качестве консультанта, по просьбе соавторов, выступила Елена Булгакова — вдова знаменитого писателя. Позже режиссёры утверждали, что Елена Сергеевна была неким мистическим медиумом, связующим звеном между ними и самим Михаилом Афанасьевичем. Кроме того, она дала режиссерам прочесть полную рукопись пьесы.


«Как известно, события пьесы повествуют о годах Гражданской войны, о крушении Белого движения – не только военном, но и нравственном, о бегстве людей, выброшенных революцией за борт истории. В силу исторических условий герои пьесы оказываются оторванными от своей страны. Событийная канва произведения и дает нам возможность поставить фильм, в котором мы попытаемся глубоко и всесторонне исследовать все связи человека с родиной, раскрыть понятие родины не только через чувства и помыслы героев картины, но и гораздо шире – с учетом политических и социальных аспектов эпохи» - рассказывали режиссёры о своем замысле «Московской кинонеделе» 25 ноября 1968 года.



031507.jpg
"Сон Хлудова" - одна из самых знаменитых сцен картины

Первоначально сценарий назывался «Сны о России», затем слишком патетическое название заменили на «Путь в бездну», но в итоге вернули авторское - «Бег». К удивлению Алова и Наумова - создателей «Павла Корчагина» и «Тревожной молодости» - чиновники Госкино достаточно быстро утвердили сценарную заявку.


СЪЁМКИ


Любопытно, что после сравнительно лёгкого запуска картины в производство, довольно скоро последовало распоряжение о приостановке съёмок – хотя группа уже выехала в экспедицию с большим количеством дорогостоящего оборудования. После нескольких совещаний, в Москве было принято решение картину всё же не закрывать.


Съёмки проходили в самых разных местах, в том числе и за границей. Константинополем в фильме стал болгарский Пловдив (частично декорации были построены и в павильонах «Мосфильма»). В Стамбуле удалось снять только общие планы— на ручную камеру, так как разрешение на съёмку оформить не успевали. Форсирование «красными» Сиваша снимали в окрестностях Севастополя, сцены в монастыре — в Звенигороде, видения Хлудова — на песчаном карьере в Люберцах, уличные сцены визита Чарноты и Голубкова в парижскую резиденцию Корзухина - непосредственно в Париже. Съёмочную группу очень удивило, что на разгуливающего в одних кальсонах Михаила Ульянова никто из французов не обратил никакого внимания!


031414.jpg
Съемки массовой сцены в Люберецком карьере


Сцену карточной игры Корзухина и Чарноты снимали на «Мосфильме». Работали ночью, потому что только в это время Михаил Ульянов и Евгений Евстигнеев были свободны и могли одновременно присутствовать на съёмочной площадке.


Сложным эпизодом стали съемки тараканьих бегов. Заставить насекомых бежать наперегонки по прямой было невозможно. Была идея сделать механических тараканов, но это требовало времени и дополнительных средств. В итоге в конце «беговых дорожек» поставили декорацию с узкими ящичками, обитыми изнутри черным материалом. На дорожки направляли яркий софит, и тараканы неслись к спасительной темноте.


Одну из самых сложных сцен – наступление конницы, в ходе которой один из красных кавалеристов на всём скаку поднимает с земли упавшее знамя, – сняли с одного дубля. Случай в кино, едва ли, не единственный!


Фильм снимался на отечественной широкоформатной пленке.


ПЕРСОНАЖИ И ИСПОЛНИТЕЛИ РОЛЕЙ


Без проб утвердили только Михаила Ульянова (на рольЧарноты) и Евгения Евстигнеева (на роль Корзухина) – в них режиссеры не сомневались. А вот поиск остальных персонажей вылился в длительный и тяжелый процесс. Артиста Глеба Стриженова не просто утвердили на роль Хлудова, но даже начали снимать. Однако, вскоре режиссеры извинились перед актёром, сказав, что на эту роль больше подходит на тот момент не известный широкой аудитории омский актер Владислав Дворжецкий. Последнего изначально приглашали на роль Голубкова, которого в результате сыграл Алексей Баталов. О роли Хлудова артист даже не помышлял – вернулся в Омск и почти месяц ждал ответа. Всё это время режиссёры решали, что делать с актёром, слабо прошедшим пробы, но обладающим нестандартной готической внешностью - подходящей под булгаковское описание генерала Хлудова. В итоге Дворжецкого вызвали ещё раз и дали ему сыграть сложную сцену мистического сна Хлудова. Актёр сыграл её лучше всех ожиданий.


031740.jpg
Владислав Дворжецкий на съемках фильма "Бег" - 1970 г.


У многих героев были прототипы. Роман Хлудов — это генерал-лейтенант Яков Слащёв, воевавший против красноармейцев в Крыму, затем эмигрировавший в Константинополь. Генерал Чарнота — генерал-лейтенант Сергей Улагай. После штурма Перекопа был эвакуирован в Турцию, откуда переехал во Францию и основал цирковую труппу наездников. Имя и некоторые черты героя взяты от генерал-лейтенанта Бронислава Людвиговича Черноты-де-Бояры Боярского, который в годы революции служил в Польском корпусе. Епископ Африкан —во многом списан с митрополита Вениамина, главы церкви белогвардейской Русской армии. В Главнокомандующем узнаётся барон Пётр Врангель, один из главных руководителей Белого движения.


В сценарии фильма появились и персонажи, которых не было у Булгакова. У красного командира Фрунзе - целая роль, которая вплетена в исторический переход Красной Армии через Сиваш.


ПРЕМЬЕРА, ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ


После первого показа картины «Бег» в Госкино разразился скандал. Авторам ставили в вину симпатию и даже сочувствие к «белым». Чарнота в исполнении Михаила Ульянова, по мнению, киноначальства вообще получился положительным героем, хотя должен был вызывать у зрителей противоположные чувства. Уже расклеенные по Москве афиши распорядились снять. Премьеру грозились отменить. Второй запрет – и это, когда фильм уже снят и смонтирован!


031431.jpg
На съемках сцены из кинокартины "Бег" - 1970 г.


Тревожные новости застали режиссёров Алова и Наумова, а также актёра Михаила Ульянова в Чехии. По воспоминаниям одного из режиссеров, группе удалось попасть на спецборт «Аэрофлота», которым в Москву летели члены Политбюро (благодаря званию Народного артиста СССР, которым обладал Ульянов). Во время «застольного» перелёта прокатная судьба картины благополучно разрешилась. На следующий год «Бег» даже участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля.


«Нас обвиняли в том, что мы сочувствуем белогвардейцам. А потом картину показали в Канне вне конкурса, причем три раза вместо одного. И она довольно хорошо прошла. Но был там один человек, мой бывший приятель, который поднял страшный шум. В свое время он эмигрировал во Францию. И вот он во всех газетах стал выступать: мол, посмотрите, какие белогвардейцы в фильме тупые, какой тупой этот Хлудов, какой безобразный Корзухин (это которого сыграл Евгений Евстигнеев). А наши нам говорили обратное: «Да вы что, с ума сошли? Чарнота получился у вас положительным персонажем, в него уже мальчишки играют!»— из интервью В. Наумова журналу «Историк».



Среди советской критики начала 1970-х фильм «Бег» с полным правом можно назвать самым успешным. Новаторский и очень смелый взгляд как на судьбу Белого движения, так и на драматургию самого Михаила Булгакова в прессе оценили по достоинству.


«В «Беге» возникает удивительный сплав драматургического и смешного, вернее, переход трагической ситуации в комическую… Мне кажется, что именно эти свойства драматургии Булгакова, его стиля и привлекли режиссёров… История, рассказанная М. Булгаковым, - мир в капле воды, частица большого исторического процесса. А. Алов и В. Наумов расширили масштаб действия, исторически укрупнили явления, опираясь не только на художественную, но и на историческую достоверность.

Патетика становится самостоятельным компонентом и в драматургии и в визуальном образе «Бега». Она в том, как с великолепной яростью и удивительной, сказочной быстротой скачет кавалерия. Она в том, как под оркестр, еле вытягивая ноги из страшной, засасывающей грязи, красноармейцы форсируют Сиваш. Патетика и в том, как реализуется в фильме превосходный образ Бабеля – «страшное безмолвие рубки», - он, этот образ, здесь реализован обратным приемом: рубка слышна, но не показана. Патетика – в бешеной скачке кавалериста со знаменем и, наконец, в эпизоде, в котором спокойное величие смерти подчеркнуто поистине необъятным пейзажем и медленным движением вокруг холма конницы, сопровождающей траурное шествие. Это движение вдруг неожиданно переплескивается в сумасшедшую карусель боя за знамя, может быть, последнего боя гражданской войны. После этого боя и начинается собственно «бег», - М. Блейман «Стиль, отвечающий теме» // Искусство кино.- 1971.- №4.

Отдельно отмечался точный выбор режиссёрами актёров на главные и второстепенные роли – их органичность и попадание в булгаковские образы:


«Счастливая находка для нашего кинематографа – артист Омского драматического театра Владислав Дворжецкий, сыгравший роль Хлудова. У него лицо фанатика, преступника и святого, уничтожаемого судом собственной совести. Прообразом Хлудова был белогвардейский генерал Я.Слащев, возглавлявший в 1920 году врангелевские войска в Крыму, который после эмиграции вернулся с повинной и служил в Красной Армии. Генерал Чарнота в исполнении М. Ульянова – одна из лучших актерских работ в фильме… Это качественно новый этап в актерской практике Ульянова – он лепит характер, вызывающий противоречивые чувства – осуждение и симпатию, сочувствие и иронию. Баталов подчеркивает врожденную интеллигентность, прекраснодушие, мягкотелость своего героя…, Серафима Л. Савельевой запоминается голубиной кротостью раскосых светлых глаз, обиженным выражением пухлых детских губ», - О. Нечай «Шаг революции в завтра» // Вечерний Минск. - 14 апреля 1971 г.



В первый год проката фильм «Бег» собрал в кинотеатрах СССР 19,7 миллионов зрителей.


РЕСТАВРАЦИЯ


Покадровую реставрацию изображения и звука в течение трех месяцев выполнили специалисты ПК «Телекино»: реставраторы – Михаил Тусматов, Екатерина Соловьева; сканирование - Евгений Верлочёв; цветокоррекция – Ирина Агафонова; звук – Игорь Валиев.


beg__1.228.1.jpg
Кадр до реставрации

beg__3.122.1.jpg
Кадр после реставрации


Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.


beg__1.258.1.jpg
Кадр до реставрации

beg__3.132.1.jpg
Кадр после реставрации


К настоящему моменту работы полностью завершены и с 19 -30 (мск) 5 мая фильм доступен для бесплатного просмотра на официальном Youtube-канале «Мосфильма» в формате 4К. Делитесь своими впечатлениями и оставляйте комментарии!


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ, где хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2023-м году в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики - разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971).


Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).


В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.



Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.