Версия для слабовидящих
3

Андреасян против Тарковского: послесловие к скандальному заявлению кинематографиста

Главы
10 марта 2025
Евгений Долгих
2912
Когда страсти по поводу словесной перепалки г-на Андреасяна со студентами колледжа «Московская Международная школа кино» немного улеглись, давайте попробуем разобраться в сути слов и претензий российского режиссера к Андрею Тарковскому и его великому наследию.

Напомним, что на встрече учащихся колледжа с Сариком Андреасяном, одна из студенток задала режиссёру вопрос об авторском кино, которое не обязательно должно быть кассовым, а предназначено для конкурсных показов на фестивалях разного уровня. Речь, в том числе, зашла и об Андрее Тарковском. Андреасяна неожиданно «прорвало»: «Ненавижу Тарковского. Тарковский — это ужасно, — заявил он. — Я ненавижу авторское кино, Тарковский — это плохо».

Он добавил, что Тарковский — это «деградирующий кинематограф», который остался 60 лет назад и его «стоит забыть». Если, как напутствовал учащихся режиссер, они не хотят в будущем быть «нищими, кончеными, блюющими кинематографистами». Ну а студентке Андреасян предложил снять свой собственный фильм и получить с ним «Оскар». «Но ты этого не сделаешь», — заключил он.

Что так покоробило режиссера, знает, наверное, только он сам, но со стороны это читалось так: дескать, что вы мне со своим заумным Тарковским, кино должно быть понятным, массовым, а значит и прибыльным. Оставим за скобками тон и лексику г-на Андреасяна, забудем также о внутрицеховом правиле режиссеров не давать оценки коллегам (тем более, давно почившим – тем более, снискавшим всемирную славу), давайте поговорим о… деньгах. Да-да, предлагаем сравнить – кто в итоге является действительно кассовым режиссером? Андреасян или Тарковский?

В этот момент читатель действительно может покрутить пальцем у виска. Какую прибыль демонстрировали фильмы Тарковского – «Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», с большим трудом добиравшиеся до экрана и выходившие, как правило, в ограниченный прокат? «Зеркало» в год премьеры показали в 2-3 кинотеатрах на окраине Москвы! Автор, вы о чем?!
Действительно, при жизни Андрея Арсеньевича едва ли можно было назвать коммерчески успешным режиссером. Да была слава - «Золотой Лев» Венецианского фестиваля, призы в Каннах, награды других престижных фестивалей – уважение, зависть, ненависть и даже травля со стороны коллег, а вот массового зрителя, пресловутой «кассы», не было. Успех – в коммерческой его составляющей - пришел позже. Искусство Андрея Тарковского стало некоей «долгосрочной инвестицией» в будущее. Сегодня права на показы фильмов Андрея Тарковского «Мосфильм» продает в десятки стран по всему миру! Без его картин не обходится ни одна ретроспектива любого приличного кинофестиваля. Фильмы Тарковского набирают миллионы просмотров Сети.
Кто сейчас вспомнит, скажем, фильм «Чрезвычайное поручение» - боевик, настоящий хит советского проката 1966 года (год премьеры «Андрея Рублёва»)? Тысячи картин, собравших кассу в год премьеры, давно канули в лету, а фильмы Тарковского по-прежнему смотрят. И будут смотреть, ведь настоящее искусство актуально во все времена. А выходит так, что и рентабельно.
Г-н же Андреасян давно позиционирует себя, как режиссёр и продюсер массового кино. Первые свои фильмы он сделал в начале 2010-х – среди них комедии «Беременный», «Служебный роман. Наше время» и «Тот ещё Карлосон!» и др. Не беремся судить о художественных достоинствах и недостатках его картин – пусть это делают критики и киноведы, отметим лишь, что наравне с прибылью там хватает и откровенных финансовых провалов. Останутся ли эти фильмы в памяти поколений, хотя бы как образец некоего крепкого «ремесленничества» – покажет время. Зрительские рейтинги их и сегодня невысоки, среди отзывов множество отрицательных. Самому же автору этих строк, чтобы освежить в памяти сами названия предыдущих фильмов Андреасяна, снятых всего несколько лет назад, потребовалась статья в «Википедии». Да и судя по темпам, с которыми кинокомпания г-на Андреасяна штампует новинки, на любые темы и сюжеты – вечности авторы предпочитают сиюминутную выгоду. Что ж, это их право.
Также как и наше право, считать Андрея Тарковского гением, заслужившим своё место в Вечности.

P. S. В чем действительно не откажешь г-ну Андреасяну – так это, вероятно, в удивительном чутье на «хайп», умелом использовании информационного шума. Оскорбив память выдающегося советского режиссера, кинематографист в то же время на несколько дней получил порцию колоссального внимания со стороны прессы. Вот уж воистину феномен «века информации»!

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции сайта Mosfilm.ru