20 июня 2024
Редакция новостей
2561
Александр Сергеевич Зацепин – легендарный композитор, внёсший огромный вклад в историю советской и российской киномузыки. На его музыке выросло не одно поколение. Он написал шедевры ко множеству культовых фильмов, в том числе почти ко всем фильмам выдающегося режиссера Л. Гайдая («Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»). В общей сложности композитор создал мелодии к более чем 120 кинофильмам и мультфильмам и сочинил более 300 песен. Творчество Александра Зацепина по-прежнему популярно и является ярким примером того, как музыка может стать душой фильма. За большие заслуги в области искусства Александру Зацепину было присвоено звание Народного артиста РФ.
Александр Зацепин работает на «Мосфильме» с 1958 года.
Наш корреспондент встретился с ним в Тонстудии.
Вы столько лет работаете на «Мосфильме». Что для Вас значит студия?
«Мосфильм» для меня – как родной дом. Первая моя запись здесь была в конце 50-х, так что я здесь уже всё-всё знаю, видел, как тут всё менялось. Всё, что для [Леонида] Гайдая и для других фильмов – это мы всё писали в старой Тонстудии. Потом построили новую, в которой мы сейчас и работаем.
Вы специализируетесь на музыке для кинофильмов?
Все мои песни были написаны для фильмов, не было песен «просто так». Бывало даже такое: например, таджикский фильм «Отважный Ширак». Большой зал, на тысячу человек. Я спрашивал: «Кто видел фильм “Отважный Ширак”?» Полное молчание зала. А спрашиваю: «Вы знаете песню “Волшебник-недоучка”?» Все кричат: «Да!». Песню из фильма знают, а фильм вот не запомнили.
Фильмы в то время для меня были как реклама. Студия снимала фильм, он выходил и неделю шёл во всех городах Советского Союза. И за неделю, если он трогал душу людей, песня из него становилась хитом. А если нет, то это была моя неудача, я что-то делал неправильно.
Расскажите, пожалуйста, как происходит процесс написания музыки?
Обычно сначала композитор пишет музыкальную экспликацию. Даётся сценарий, он пишет, в каком месте начинается музыка, какой оркестр нужен, какой инструмент играет. В фильме, как правило, два вида музыки: музыкальные темы из песен, которые используются в этом фильме, и новые инструментальные темы, которые отражают то, что происходит на экране. Поэтому музыка в кино прикладная: это не что угодно взял и написал, а подбираешь под задумку режиссёра. Вот он скажет, что вот тут, например, погоня, хотелось бы быструю музыку.
Бывает, что мелодия сразу даётся. Когда писал «Есть только миг», меня потянуло к инструменту, я сел и сыграл, сразу же получилась песня. А бывает как с «А нам всё равно» – не получался никак припев. Первый написал не так, второй не тот, третий... Не приходил в голову хит, чтобы он сразу запоминался. И только вот с четвёртого раза получилось, когда Дербенёв переписал слова. А песня или даже музыка иногда рождалась сразу. Вот у меня был фильм «Красная палатка» с режиссёром Михаилом Константиновичем Калатозовым. Помню, прочитал сценарий, лёг на диван, закрыл глаза и представил себе снежную пустыню, холод, одиночество. И у меня родилась [музыкальная] тема. Так что всё по-разному бывает. Но как говорил мой учитель, Брусиловский Евгений Григорьевич из Ленинградской консерватории:
«Шура, вы не ждите вдохновения. Оно приходит тогда, когда вы работаете. Нужно просто каждый день работать. Вот я работаю с девяти до часу, потом иду в издательство, ещё куда-то, вечером снова работаю. Но не работайте поздно. Если у вас что-то не получится, вы будете всё время об этом думать и испортите себе сон. А если удачно получится, вы будете думать о том, как удачно у вас получилось, и тоже спать будете плохо».
Я следую его примеру, и всё у меня получалось.
Когда Вы смотрите фильм, обращаете внимание на музыку?
Конечно, обращаю. Это же моя профессия.
А когда смотрите чужие фильмы с чужой музыкой, представляете, какую бы музыку написали Вы?
Обычно я смотрю, как фильм уже сделан, и оцениваю, какое впечатление он на меня производит. Иногда, конечно, думаешь, что вот если бы мне такой сценарий предложили, я бы с удовольствием его сделал. Но вот как бы сделал – это ещё неизвестно.
А в свободное от работы время Вы слушаете музыку?
У меня нет свободного времени, к сожалению (смеётся). Я могу слушать музыку, только когда еду в такси. И читаю, только когда обедаю или ужинаю.
У Вас есть любимые классические композиторы, которые особенно Вам близки?
Композиторов много, нельзя сказать, что только один любимый. И Чайковский, и Прокофьев, и Шостакович. Смотря что для меня интересно.
Что насчёт любимого музыкального произведения, написанного Вами – такое есть? Или любимый фильм из тех, над которыми Вы работали?
Пожалуй, первый фильм с Гайдаем – «Операция «Ы» или приключения Шурика» – вызывает у меня хорошие воспоминания. И о работе, и о первом сотрудничестве с Гайдаем, и об эксцентрике, которую потребовалось написать для этого фильма. Много было придумано всяких необычных звуков. Пожалуй, этот фильм.
Ну и напоследок: что бы Вы пожелали молодым кинокомпозиторам?
Во-первых, если они ещё учатся, то внимательно слушать своего преподавателя. Те рекомендации и советы, которые он даёт, нужно обязательно реализовывать. Бывают такие предметы – полифония, гармония, – к которым относятся так, словно они не нужны. А они все нужны. Иногда думаешь, что самое важное – это сочинять, но это неправильно. Ведь это так же, как с языком. Кажется, что раз говорю, то и нормально, а писать можно с ошибками. Это нехорошо. В музыке – так же. Надо всю теорию, всю гармонию, все предметы изучать.