ТВОРЧЕСТВО
Кинорежиссер, актер, сценарист, народный артист России Александр Наумович Митта (настоящая фамилия - Рабинович) родился 28 марта 1933 года в Москве. С детства мечтал стать художником, занимался в художественном кружке и театральной студии московского Дома пионеров. Но изначально пошел по стопам отца и выбрал учебу на инженерно-строительном факультете МИСИ им. В.В. Куйбышева, где учился у известного русского архитектора Константина Мельникова. После получения диплома работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах.
В 1960 году Александр Митта окончил режиссерский факультет Всероссийского государственного университета кинематографии (ВГИК им. С.А. Герасимова), где его наставником был народный артист СССР Михаил Ромм. По самой известной версии, псевдоним Митта Александр позаимствовал у своей однокурсницы Нарспи Митты, дочери чувашского поэта Васьлея Митты.
Дебют режиссера в кино состоялся в 1961 году, когда он поставил вместе с Алексеем Салтыковым фильм «Друг мой, Колька!..». Картина о буднях рядовой советской школы получила премию кинокритики за лучший фильм и премию на Международном кинофестивале в Лондоне в 1961 году. В 1962 году вышла драматическая лента Александра Митты «Без страха и упрека», но настоящую известность режиссеру принесла картина «Звонят, откройте дверь» (1965). Подростковая драма завоевала Гран-при Венецианского кинофестиваля и приз католического жюри как лучший детский фильм.
С режиссером Алексеем Салтыковым и оператором Виктором Масленниковым на съемках фильма «Друг мой, Колька!..» (1961)
Следующей работой Митты становится мелодрама «Гори, гори, моя звезда» (1969) с участием уже по-настоящему знаменитых актёров - Олега Табакова, Евгения Леонова, Олега Ефремова и Нонны Мордюковой. История театрального режиссера Владимира Искремаса (псевдоним основан на фразе «Искусство — революционным массам») первоначально должна была называться «Комедией об Искремасе», но не было принято комиссией при приёмке. Зато неожиданно одобрили другое, предложенное режиссером – «Гори, гори, моя звезда». Картина была тепло принята кинозрителями и до сих пор регулярно показывается на телевидении.
С Нонной Мордюковой на съемках фильма «Гори, гори,моя звезда» (1969)
Картина о подростках «Точка, точка, запятая…», вышедшая на экраны в 1972 году, была удостоена «Серебряного приза» в конкурсе детских фильмов на VIII МКФ в Москве, главной премии на IV «Параде детских фильмов» в Белграде, приза Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно и премии Ленинского комсомола. Лента с участием Юрия Никулина до сих пор считается одним из лучших фильмов про детей и для детей. Этим фильмом Александр Митта подвёл итог десятилетия, в течение которого он снимал социальные фильмы про подростков и трудности переходного возраста.
После выхода на экраны советско-японской мелодрамы «Москва, любовь моя» (1974) режиссер обратился к более сложному материалу, экранизировав неоконченное произведение Александра Пушкина «Арап Петра Великого». Литературный источник воплотился в историческую мелодраму «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», на главную роль в котором Митта пригласил Владимира Высоцкого.
Артисты А. Петренко, В. Высоцкий и режиссер А. Митта на съемках фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)
В историю отечественного кино Митта вошел как создатель первой советской ленты в жанре «фильм-катастрофа» - «Экипаж» (1979). История о героизме летчиков, которые должны были забрать пострадавших от землетрясения пассажиров, собрала огромную зрительскую аудиторию и стала одним из лидеров проката за всю историю советского кино. Картину снимали внутри настоящего самолета, во многом лента стала новаторской для своего времени – прежде всего, в плане использования спецэффектов. В фильме применялись масштабные декорации, пиротехнические эффекты и трюки, создающие ощущение реалистичности катастрофы. Особенно впечатляющими были сцены пожара на борту самолета и аварийной посадки. Александр Митта показал всю мощь отечественного кино, его способность конкурировать с западными хитами.
После «Экипажа» Митта снял философскую «Сказку странствий» (1982) с Андреем Мироновым и Львом Дуровым, в сюжете которой переплетаются элементы фэнтези и притчи. На закате СССР Митта работает с иностранными кинематографистами: советско-японский фильм «Шаг» (1988) и советско-британский фильм «Затерянный в Сибири» (1991) – копродукция «Мосфильма» с Shigoto Film Production и Spectrum. Последний принес режиссеру номинацию на «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
На съемках фильма «Сказка странствий» с Андреем Мироновым (1982)
В новом тысячелетии на телевидении выходили сериалы Александра Митты: «Граница. Таежный роман» (2000), «Лебединый рай» (2005) и др. В 2013 году Митта как сценарист и режиссер снял фильм «Шагал – Малевич» о витебском периоде жизни знаменитого живописца, графика, поэта Марка Шагала. В качестве актера Митта снялся в фильмах «Июльский дождь» (1966), «Раскаленная суббота» (2002), «Дом Солнца» (2010) и др.
Авторская «Школа-студия Александра Митты» в Москве уже много лет готовит кадры для отечественной киноиндустрии. Режиссер старался поддерживать начинающих кинематографистов на профильных фестивалях: в конце 1990-х был председателем жюри IV кинофестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна»; в 2000-е поддерживал смотр и его участников авторским семинаром «Идея. Как с ней работать в сценарии и фильме».
Народный артист РФ Александр Митта (1933 - 2025), фото киношкола АЛЕКСАНДРА МИТТЫ









