Иван Александрович Пырьев – народный артист СССР, кинорежиссер, сценарист, актер, педагог и общественный деятель. Пырьев снял много замечательных картин – среди которых фильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие. В 50-е годы возглавлял Киностудию «Мосфильм», в 60-е годы основал Союз кинематографистов СССР, лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951), кавалер трех орденов Ленина (1937, 1938, 1948) и других наград.
Иван Пырьев родился 17 ноября 1901 года в бедной семье крестьянина в селе Камень на Алтае. После того как отец погиб в пьяной драке, мать была вынуждена была уехать на заработки в город, оставив сына в строгой старообрядческой семье его деда Осипа Комогорова, забрать сына к себе она смогла только через 7 лет… Но в новой семье матери Ивану было жить трудно и в возрасте 14 лет, когда началась Первая Мировая война, он отправился на фронт. Воевал Пырьев смело и закончил войну с с двумя георгиевскими крестами и двумя ранениями.
Во время Гражданской войны красноармеец Пырьев был отправлен в Екатеринбург, где он участвует как актер в агитационных революционных спектаклях. Там же он познакомился с Григорием Александровым, вместе с которым он участвует в организации Уральского Пролеткульта. Позже Александров и Пырьев уезжают в Москву, где Иван поступает учиться сначала на актерское, затем на режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской В.Э. Мейерхольда.
В 1929 году Пырьев снимает свою первую картину «Посторонняя женщина», затем «Государственный чиновник»(1931) и «Конвенйер смерти» (1933). В 1936 году после суровой критики фильма «Партийный билет», Пырьев переехал из Москвы в Киев, где снял первую из своих деревенских кинокомедий — картину «Богатая невеста», в которой впервые нашёл свой собственный жанр музыкальной романтической картины (1937). После возвращения в Москву Пырьев создает фильмы «Свинарка и пастух» (1941), «Трактористы» (1939), «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Кубанские казаки» (1949) - все эти картины сразу стали чрезвычайно популярными, и зрители с огромным удовольствием неоднократно их пересматривали.
Во время Великой Отечественной войны 14 октября 1941 года вместе с киностудией выехал в эвакуацию в Алма-Ату, где снимал фильмы в образованной там ЦентральнойОбъединенной киностудии (ЦОКС). Там были сняты картины «Секретарь райкома» (1942), «В шесть часов вечера после войны» (1944).
В сентябре 1944 года Пырьев был назначен заместителем председателя Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совнаркоме СССР. В последние месяцы войны постоянно выезжал на фронт для организации документально-хроникальных съёмок завершающих наступательных операций Красной Армии.
Иван Александрович с увлечением занимался широкой общественной деятельностью. В 1944 году Пырьев возглавил Московский Дом кино, где работали творческие секции по всем главным кинематографическим профессиям. Именно на базе Дома Кино впоследствии Пырьев создаст впоследствии творческий Союз Кинематографистов СССР. После войны он был назначен главным редактором журнала «Искусство кино». Однако после разгромного постановления ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» (вторая серия) от 4 сентября 1946 года был снят с редакторской должности за фотографии «негодных» фильмов на обложках этого журнала.
После смерти Сталина , когда изменения коснулись всех сторон жизни в СССР Пырьев в 1954—1957 годах был назначен директором киностудии «Мосфильм». При нем было осуществелено масштабное строитрельство и модернизация и техническое переоснащение студии.
В 1956 году выступил инициатором создания Высших режиссерских курсов, которые возглавлял с 1957 по 1965 год. С 1959 года руководил Вторым творческим объединением «Мосфильма» (с 1966 года — Творческое объединение «Луч»).
Пырьев постоянно находился в творческом поиске и после успеха этих картин он обращается к классике – особенно к творчеству Федора Достоевского, по чьим произведениям Пырьев снял грандиозные картины «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы». К сожалению, последнюю картину Ивану Александровичу не удалось закончить, в 1968 году 3-ю серию завершили друзья режиссера, сыгравшие в этом фильме главные роли - Михаил Ульянов и Кирилл Лавров.
На первом этаже Главного корпуса «Мосфильма» открыта фотовыставка, рассказывающая о творчестве Ивана Александровича Пырьева.